Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, задачей которой является организация воспитательной среды, управление разнообразными видами деятельности воспитанников для решения задачи гармоничного развития личности.
Роль классного руководителя
Важной сущностной характеристикой воспитательного процесса является педагогическое взаимодействие. В отличие от других видов взаимодействия, педагогическое взаимодействие – это контакт (временный или длительный) педагога и воспитанников, результатом которого является взаимное изменение в их деятельности, поведении, отношениях. Центральным лицом воспитательного процесса является классный руководитель. Он назначается директором школы из числа наиболее авторитетных и опытных учителей. Обязанностью классного руководителя является организация жизни детей, формирование коллектива, его воспитание. Классный руководитель несет ответственность за учебно-воспитательную работу в классе. Являясь воспитателем учащихся, классный руководитель заботится об их всестороннем развитии, воспитании у них коллективизма, трудолюбия. Классный руководитель стремится к повышению знаний учащихся и укреплению порядка и дисциплины в классе. Вся эта работа осуществляется классным руководителем не в порядке самодеятельности, а в качестве официального должностного лица. Он несет ответственность перед органами образования, перед руководством школы за организацию и содержание воспитательной деятельность в доверенном ему классе.
Воспитательная деятельность классного руководителя многогранна и сложна. Классный руководитель проводит воспитательную работу с учащимися, взаимодействует с учителями, с родителями, общественностью. Общие задачи воспитания, а также конкретные условия жизни класса определяют задачи воспитательной деятельности классного руководителя. Он на разных этапах развития коллектива учащихся определяет конкретные задачи воспитания и проводит воспитательную работу, опираясь на особенности ученического коллектива. Воспитательная работа проводится как с классом в целом, так и с отдельными учениками.
При определении спектра задач классный руководитель учитывает особенности учеников: возраст, уровень знаний, успеваемость, состояние дисциплины, наличие у учащихся таких качеств, как коллективизм, трудолюбие, сознание общественного долга.
Система работы классного руководителя
Воспитательная работа должна проводиться в определенной системе. Только тогда деятельность классного руководителя дает результат и достигает цели.
Под системой работы классного руководителя понимается совокупность взаимосвязанных воспитательных мероприятий, которые вытекают из целей воспитания и его задач.
Система работы классного руководителя предполагает тщательный отбор воспитательного материала, посильного для учащихся, и грамотное использование максимально эффективных методов и средств воздействия.
Деятельность классного руководителя состоит из нескольких разделов, которые составляют систему воспитательной работы. Такими разделами являются:
- изучение учащихся;
- организация и воспитание ученического коллектива;
- укрепление дисциплины и повышение качества знаний;
- организация и проведение внеклассной и внеурочной работы;
- координация воспитательной деятельности учителей;
- работа с родителями.
Классное руководство всегда начинается с изучения класса и каждого ученика. Таким образом формируются необходимые условия для грамотной, рациональной организации воспитательного процесса и для осуществления индивидуального подхода. Классный руководитель продолжает изучение учащихся в течение всего срока их обучения.
Одним из основных разделов работы классного руководителя является организация ученического коллектива и его воспитание. Классный руководитель объединяет учащихся в дружный коллектив и тем самым создает фундамент для решения учебно-воспитательных задач.
Следующий раздел деятельности классного руководителя – укрепление дисциплины, повышение качества знаний. Сознательная дисциплина и высокий уровень знаний являются важнейшими показателями грамотно организованного учебно-воспитательного процесса. Классный руководитель заботится о повышении качества знаний школьников, старается не допустить отставание отдельных учеников, стремится предупредить второгодничество в своем классе.
Еще одним важнейшим направлением деятельности классного руководителя является организация и проведение внеклассной и внеурочной воспитательной работы. В современных школах сформировались и успешно применяются различные формы организации внеурочной деятельности. Воспитание на уроках и в ходе обучения дополняется воспитательной деятельностью во внеурочной форме. Как правило, в организации внеурочной деятельности сочетаются два ключевых направления: организация практической деятельностью учащихся и идейно-воспитательная работа.
В процессе осуществления воспитательной деятельности классному руководителю приходится постоянно взаимодействовать с другими учителями, поэтому одним из важнейших разделов деятельности становится координация. Классный руководитель координирует и направляет воспитательную деятельность учителей, взаимодействующих с его классом. Обязанностью каждого учителя является не только вооружение знаниями, но и развитие познавательных способностей учащихся, их интересов, формирование мировоззрения. Поэтому задачей классного руководителя становится обеспечение тесного сотрудничества с другими учителями своего класса. Он стремится к достижению единства требований и педагогических воздействий. Для этого классный руководитель периодически встречается с другими учителями своего класса и обсуждает с ними качество знаний учащихся, выполнение ими требований, а также состояние дисциплины. Активное взаимодействие классного руководителя с другими учителями способствует улучшению состояния учебно-воспитательной работы.
Немаловажным аспектом деятельности классного руководителя является работа с родителями учащихся. Школе важно поддерживать контакт с родителями учеников, и такая связь как правило осуществляется через классных руководителей. Именно классные руководители чаще общаются с родителями, намечают пути совместной работы по воспитанию, информируют родителей об учебной работе, а также о поведении детей.
Главным в деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности учащихся, реализации творческого потенциала, а также обеспечение активной социальной защиты учащегося.