Здоровье населения является одним из главных показателей уровня социально-экономического развития и качества жизни общества.
Существуют два близких понятия - это здравоохранение как «специфическая сфера деятельности по оказанию первой медицинской помощи населению» и здравоохранение (в широком смысле).
Охрана здоровья предусматривает реализацию комплекса определенных мероприятий (на уровне государства), которые обеспечивают соответствующее состояние "окружающей среды" системы здравоохранения (комплекс оздоровительных мероприятий, жилищно-бытовые условия и экология, условия труда и прочее).
Медицинская помощь
Медицинская помощь для населения включает в себя:
- активное психологическую и медико-социальную реабилитацию;
- адекватное и своевременное лечение;
- выявление заболеваний на самых ранних стадиях;
- быстрое восстановление работоспособности.
Здравоохранение - специфическая отрасль, которая создает разные медицинские услуги, направлена на улучшения и сохранения общественного здоровья.
Качество медицинских услуг - высокий уровень профилактики и выздоровления пациентов уже без последующих рецидивов заболеваний, существует очень низкий уровень индивидуальных рисков потребителей, которые связаны с побочными эффектами лечения.
Доступные медицинские услуги показывают, насколько они доступны для населения. Доступное лечение полностью зависит от определенных фактов. Довольно часто качественные медицинские услуги недоступны для большей части населения страны.
Одной из главных целей социальной политики в этой сфере - это создание системы здравоохранения, которая бы имела высокую доступность медицинских услуг для всех слоев населения. А также имела бы высокую медицинскую культуру населения, высокий уровень профилактики тяжелых заболеваний, развитие здорового образа жизни, и высокой согласованностью действий учреждений разных типов в полноценном и своевременном предоставлении медицинских услуг, которые обеспечивают высокую продолжительность жизни, расширения границ трудоспособного населения.
Медицинские услуги - тенденции и направления
Медицинские услуги довольно тесно связаны с определенным учреждением. Некоторые виды услуг учреждения медицины могут предоставлять другим учреждениям медицины, то есть медицинские учреждения работают на В2В-секторе. В основном медицинские услуги носят именно потребительский характер. Помимо этого, некоторые медицинские услуги направлены не на лечение, а на профилактику заболеваний.
Одна из главных тенденций - это постоянное увеличение расходов на здравоохранение, к основным причинам можно отнести:
- изменение структуры заболеваний, рост хронических и сложных болезней, которые требуют дорогостоящего и длительного лечения;
- общее старение населения;
- необходимость масштабных научных исследований в поисках средств для защиты населения от угрозы массового распространения новых и очень опасных заболеваний;
- высокую зависимость медицины от технических средств;
- рост спроса на новые и дороги сопутствующие товары и медицинские услуги;
- усложнения инфраструктуры, которые связаны с охраной здоровья населения, расходов на содержание инспекций, рост административных расходов.
Два специфических направления в развитии имеет современное здравоохранение: изменение содержания лечебно-профилактической деятельности, а также расширение круга медицинских услуг и их осложнения, следствием чего является увеличение экономических ресурсов в отрасль.
Здравоохранение и медицинские услуги
Выделяют три основные принципы к оказанию медицинской помощи:
- здравоохранение - прежде всего персональное дело каждого. Поэтому медицинские услуги не надо рассматривать отдельно от других товаров и услуг
- каждый человек имеет полное право на гарантированную медицинскую помощь независимо от своего дохода.
- каждое государство обязано заботиться о здоровье своих граждан.
Рисунок 1. Социальная политика в здравоохранении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Постепенно кризис здравоохранения продолжает углубляться (несмотря на рост финансирования), развиваясь по некоторым взаимосвязанным направлениям:
- не налажена подготовка менеджеров для данной отрасли;
- кризис финансирования здравоохранения;
- кризис кадров;
- кризис здоровья населения;
- кризис материально-технической базы отрасли.
В итоге можно говорить о структурные диспропорции в здравоохранении.
- по системе ОМС пациент часто не может выбирать себе врача либо лечебное учреждение именно по желанию;
- уровень госпитализации и продолжительность пребывания в стационаре стал намного выше, чем был;
- уровень развития первичной помощи очень низкий и имеет тенденцию к падению.
Поэтому в сфере здравоохранения наиболее распространенной становится - оплаты медицинских услуг. Речь идет не только о традиционной и частной стоматологической практике, а уже об оплате различных диагностических обследований, но и при обращении на консультацию к разным профилирующим врачам. Поэтому платное лечение носит добровольно-принудительный характер: при этом уровень благосостояния семей, которые вынуждены оплачивать все медицинские услуги, не самый высокий. В условиях, когда расширяется масштаб платной медицины, происходит быстрое падение доходов населения, поэтому многие вынуждены отказаться от лечения именно по материальным причинам.
За многие годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитом, но для большего населения из-за высоких цен они не доступны. Поэтому до 40% больных отказываются от покупок назначенных лекарств. Поэтому государство вынуждено вводить льготы для бесплатного приобретения некоторых лекарств, но так как отсутствует финансовое обеспечение, данное право для многих “льготников” оказалось просто формальным. Из - за этого ситуации постепенно ухудшается, и это выражается в большом разрыве между провозглашенными государственными гарантиями, которые предоставляет медицинская помощь населению и реальным финансированием. Однако финансовое положение здравоохранения намного лучше, чем образования и культуры. Очень тяжелая ситуация остается с государственным финансированием - в маленьких городах и селах, где не существует широкой налогооблагаемой базы.