Реформы 2000-х как пример всеобщего социального преобразования
Экономические и социальные реформы являются взаимосвязанными отраслями и поэтому государственное воздействие на регулирование определенных показателей в экономике является многоплановым и может рассматриваться как с финансово-экономической точки зрения, так и с общественной.
Главное направление деятельности государственного аппарата в целях обеспечения социальной политики заключается в защите населения, однако кризис 1990-х годов оказал существенное влияние на приоритеты. Таким образом, начало 2000-х годов во всем мире характеризуется особым вниманием государства к отдельным аспектам социальной политики с целью повышения эффективности распределения конкретных благ между людьми.
Широкомасштабное реформирование социальной политики в странах СНГ пришлось на 1990-е и 2000-е годы. Те меры государства, которые принимались до этого, способствовали лишь смягчению социальной потери населения, понесенного им в период различных экономических преобразований. Реформа 2000 - показательный пример того процесса реформирования экономических и социальных аспектов в обществе, который был вызван в значительной степени самим временем.
Одним из необходимых факторов нормализации ситуации является экономический рост всех социальных отраслей. Предпосылка формирования социальной политики заключается в создании новой модели для широкомасштабных преобразований в структуре экономической системы.
На период многомерных социальных реформ, одновременное изменение или формирования социальной политики наряду с переходом экономической системы страны на новый режим (рыночно-капиталистический) невозможно на качественном уровне. Переход или создание социальной политики должен учитывать все аспекты сложившейся под политическим влиянием ситуации. Как показывает мировой опыт, только планомерное и постепенное внедрение социальных благ в общий пакет обеспечения населения является реализуемым в государственных системах.
Важнейшими результатами политики реформирования социальной системы 2000-х годов в странах СНГ стали - развитие рыночно-хозяйственных отношений внутри общества и достижение социальной справедливости (на том уровне, на котором ее достижение возможно).
Принципы и положения социальной реформы
Социальное государство по структуре и развитию может классифицироваться на несколько типов и моделей. Однако, несмотря на разнообразность мировых формирований социального обеспечения и его регулирования, общие базовые принципы остаются едиными и включают в себя обще-социальные основные аспекты - создание благоприятных условий для свободной и достойной жизни каждого гражданина; обеспечение развития качества жизни любого человека независимо от его социального статуса, положения, возраста, занимаемой должности и т.д.
Реформа социальной политики (как и реформирование системы) выражена высокой активностью государства и общества по вопросу внесения конкретных изменений в механизмы формирования всех важнейших структур социальной политики, к основным из которых относятся:
- социальная защита населения;
- политики занятости и распределения доходов;
- развитие отрасли социальных инфраструктур.
Государство, руководствуясь социально-экономической структурой страны, оказывает ряд действий и мер на конкретные положения социальной программы, которых можно классифицировать по финансовым и управленческим данным. Основные сферы социальной жизни, подвергающиеся регулярной модернизации:
- формирование общего социального налога;
- модернизация пенсионной системы;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- обеспечение монетизация льгот и социальных выплат;
- реформы регионального самоуправления;
- общественные программы для реформирования систем здравоохранения, социальной защищенности, системы образования и решения жилищного вопроса.
Важно отметить, что формирование всех вышеперечисленных положений соц. программы государства, включающих экономически новый этап реформирования социальной политики, является сложной концепцией и задачей ряда государственных органов и учреждений, чьи взаимоотношения между государством и обществом регулирует само государство. Однако, поочередная система реформирования целой области в государстве не может обходиться без отрицательных последствий, что является причиной сопровождения активной и основательной критикой с политической стороны.
Проблемы реформ социальной политики
Первоначальными причинами ряда социальных проблем, возникающих в процессе государственного социального реформирования, являются отсутствие ясной, сформулированной в соответствии с общественными требованиями, концепции проводимых преобразований.
Таким образом основная проблема общества и государства заключается в том, что на всех социальных слоях населения и в отдельно-взятых группах, как и на всех уровнях государственного управления, нет четко выраженной позиции по вопросам того, как социальная программа будет отвечать на нынешние запросы населения, какая программа наиболее подходящая и будет обеспечивать максимальную эффективность для каждого гражданина.
Существующие проблемы реформирования социальной политики могли бы разрешить общественно-национальные проекты, которые непосредственно взаимодействуют с обществом и являются индикатором общественного настроения. Только к реформированию системы социальной политики общественные проекты не имеют никакого отношения, так как целью проведения любых реформ являются структурные и системные изменения преобразуемого. Национальные проекты в сфере влияния социальной политики не вносят никаких системных и структурных изменений в ее общий процесс функционирования, так как являются лишь субъектами государственного управления.
Более того, проекты национально-общественных учреждений формируются в рамках парадигмы самой социальной политики, существующей на данный момент, т.е функционирование определенного социального субъекта зависит исключительно от ситуации, которая сложилась на определенном этапе формирования и развития экономическо-социальной жизни страны, наряду со стереотипами и ушедшими в прошлый век некорректными определениями той или иной сферы.
Поэтому проблемы реформ социальной политики остаются все еще актуальными и даже необходимыми, потому как социальное государство предусматривает постоянное обновление первостепенных и второстепенных социальных положений.
На сегодняшний момент в любом социальном государстве продолжается реформирование его внутренней системы и структур путем либо радикально-регламентирующего правительством социального поведения к принципиальном другим социальным результатам, ориентированным на человека и его нужды, либо путем постепенного углубления ряда социальных аспектов в жизнь граждан.
Не менее актуальным представляется проблема реализации государством механизмов взаимосвязи между социальными классами, социальными группами, отдельными индивидами и государством. Процесс решения данного вопроса связан с экспертным сопровождением нововведений, заключением концепции оценки специалистами промежуточных результатов их реализации, немедленной реакцией правительства на общественные сигналы недовольства, подаваемые народом в ответ на внедрение новых реформ, которые, возможно, осуществляются не в том направлении, не той формой, либо вовсе не нужны обществу на данный момент.
В процессе реформирования социальной политики вопрос качественного и конструктивного диалога между различными субъектами и объектами социальной, а также экономических сфер становится все более оправданным. Таким образом, в случае его проявления можно рассматривать более быстрое и эффективное продвижение реформ в социальной сфере в целом и областях проводимых масштабных экономических преобразований.
Рассмотрение адаптации современных социально-экономических условий проводится исключительно субъективно, при этом субъектами рассматриваемого являются человек и среда, общество и государство, социальная реформа и социальная система.