Характеристика социальной политики
Конституция РФ 1993 года провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, а значит, основной целью ставит социальное благополучие граждан, заботу об их жизни и здоровье.
Прежде чем охарактеризовать нынешнюю социальную политику России, следует рассмотреть социальную политику с нескольких сторон.
Во-первых, социальная политика – это комплекс конкретных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности населения.
Во-вторых, взаимоотношения субъектов экономики, целью которых является достойный уровень жизни человека, его благосостояние, социальная защита.
Социальная политика решает ряд задач, а именно:
- гарантирует человеку удовлетворение своих потребностей, отвечающих собственным и общественным интересам;
- обеспечивает политическую стабильность в стране;
- обеспечивает справедливое распределение власти;
- распределяет экономические и иные ресурсы в соответствии с принципом социальной справедливости;
- обеспечивает уровень экологической безопасности, необходимый государству;
- обеспечивает такой уровень социальной защиты населения, в котором оно нуждается;
- позволяет обеспечить потребление основных благ посредством механизма оплаты труда и системы социальных трансфертов.
Анализ моделей социальной политики
Анализ социальной политики, проводимой различными странами, позволяет выделить несколько моделей социальной политики.
В зависимости от распределения ответственности за проведение социальной политики, вида солидарности и уровня распрделения доходов, качества и объема социальных услуг, предоставляемых государством и негосударственным сектором, источников финансирования и некоторыми другими параметрами, можно выделить типы государств, рассмотренные ниже.
- Скандинавская модель;
- Бевериджская или англосаксонская модель;
- Бисмарковская или континентальная модель;
- Рудиментарная или южноевропейская модель.
Рассмотрим их более подробно.
Бисмарковская модель заключается в максимальном учете природы трудовых отношений, сохранении уровня и качества жизни, достигнутых застрахованными работниками в случае наступления страховых рисков. Также эта модель социального государства характеризуется личной ответственностью субъектов трудовых отношений, их солидарностью, где размер страховых выплат зависит от суммы страховых взносов и их продолжительности. Таким образом, Бисмарковская модель социальной политики учитывает социальную солидарность субъектов трудовых правоотношений, в результате чего государством накапливаются достаточно крупные денежные ресурсы, которые позволяют ему обеспечить достойный уровень медицинской, страховой и иной помощи своим гражданам.
Бевериджская модель социальной политики основывается на трехуровневой системе социальной защиты населения, согласно которой государство обеспечивает основные социальные гарантии всему населению, работодатель обеспечивает социальное страхование своих работников, за работником закрепляется право на дополнительное индивидуальное страхование.
Скандинавская модель социальной политики характеризуется финансированием за счет доходной части бюджета государства, высоким уровнем и объемом мер социальной поддержки, которые доступны всему населению.
Южноевропейская модель социальной политики отличается высоким уровнем безработицы, низкими доходами населения и финансированием мер социальной поддержки в связи с чем мероприятия социальной политики в странах с южноевропейской социальной политикой рассчитаны на наиболее нуждающиеся категории граждан.
Анализ российской социальной политики
Рассмотренные выше модели социальной политики позволяют отнести российскую модель в большей степени к бисмарковской.
Россию отличает нежесткое государственное регулирование, где социальная ответственность за человека возложена в большей степени на рынок труда, между тем, в настоящее время государство разрабатывает механизмы государственной социальной ответственности за человека.
В России на данный момент можно отметить рост объема и качества социальных услуг, несмотря на это, он является недостаточным для эффективности социальной политики, но имеет тенденцию к дальнейшему увеличению.
В настоящий момент существует тенденция к снижению реальной заработной платы, что государство пытается решить посредством увеличения категорий лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки.
Также можно отметить существенное различие регионов по ресурсному обеспечению, что, в свою очередь, приводит к расслоению населения и социальной нестабильности.
Сохранение текущего уровня заработных плат трудоспособного населения негативным образом может сказаться на социальной политике государства. Так, уже сейчас существуют категории граждан, которые не имеют возможности при своем уровне заработной платы, оплачивать коммунальные услуги, образовательные и медицинские услуги.
В целях развития социальной политики, необходимо проводить ряд мероприятий по развитию пенсионной системы через услуги страховых компаний, увеличению размеров пенсий и их индексации, развитию социальных служб выявлению нуждающихся в социальной поддержке, развитию индивидуального подхода при оказании социальной помощи, активизации демографической политики и профсоюзной деятельности, выравнивании доходов регионов и его финансового обеспечения.
Таким образом, социальная политика Российской Федерации развивается в рамках бисмарковской модели социального государства, между тем, на данный момент, она является недостаточно развитой и эффективной, поскольку неспособна удовлетворить социальные потребности населения и снизить социальную нагрузку на трудоспособное население, а также провести выравнивание финансового благосостояния регионов.