Волонтер – это человека, оказывающий помощь добровольно, на безвозмездной основе.
Сущность волонтерства
Волонтерство – это результат свободного выбора человеком деятельности, направленной на оказание безвозмездной помощи другим людям. Много говорится и пишется о моральных принципах волонтера, его ответственном поведении и активной гражданской позиции, но как правило, о его официальном статусе речи не идет. Это обусловлено тем, что не во всех странах существуют законодательные акты, регулирующие деятельность волонтеров и волонтерских организаций, а значит, отсутствует и законодательно закрепленное определение терминов «волонтер» и «волонтерская организация», их правовой статус не обозначен.
Наиболее точными и полными среди всех существующих определений волонтера можно назвать такие:
- Волонтер – это человек, добровольно предоставляющий свои услуги не из-за финансовых или материальных побуждений, не по политическим, экономическим, социальным мотивам, а по убеждению, что его деятельность будет полезной для общества.
- Волонтер – это человек, добровольно участвующий в каком-либо деле.
- Волонтер – это человек, бескорыстно и добровольно предлагающий свои услуги для принесения пользы уязвимым людям.
О важности добровольческой деятельности, о значимости волонтерства говорится на разных уровнях. Ежегодно, начиная с 1985 года, 5 декабря отмечают заслуги волонтеров.
5 декабря 1985 года ООН учредила Международный день волонтера.
Миллионы добровольцев по всему миру вносят вклад в дело продвижения устойчивого развития и мира. Заинтересованное участие волонтеров приобретает разные формы: деятельность волонтерских организаций, самостоятельные усилия добровольцев в общинах, работа в качестве волонтеров в ООН.
Важнейшими характеристиками волонтерства являются:
- направленность труда на другого человека;
- бескорыстность;
- работа на результат;
- неоплачиваемость труда.
Функции волонтерства
Возможности и потенциал волонтерства можно рассматривать через призму функций, выполняемых им. При этом необходимо отметить двухстороннюю направленность эффектов добровольческой деятельности – на социум и на субъект.
С точки зрения субъектного подхода выделяются следующие функции волонтерства:
- мировоззренческая;
- воспитательная;
- коммуникационная;
- образовательная;
- рекреационная;
- функция формирования личного капитала;
- профилактическая.
Мировоззренческая функция заключается в том, что в процессе осуществления общественно полезной деятельности волонтер ощущает значимость своего существования, важность и необходимость волонтерской деятельности и осознает возможность изменения действительности и свой вклад в этот процесс.
Участие в волонтерских проектах требует таких качеств как доброта, милосердие, честность, товарищество, благородство, самоотверженность и т. д. В этом заключается воспитательная функция волонтерства.
Деятельность волонтера, как правило, направлена на других людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации в связи с экономическими, социальными и другими факторами. Волонтеры оказывают помощь детям-сиротам, престарелым, людям, страдающим тяжелыми заболеваниями и т.д. Кроме того, волонтерская деятельность сопряжена и с необходимостью общения с другими волонтерами, руководителями общественных организаций, сотрудниками государственных учреждений и т.д. Поэтому коммуникационная функция является одной из важнейших в волонтерской деятельности.
Волонтер за свой труд не получает вознаграждения. Однако за период волонтерской деятельности он получает бесценный опыт. В зависимости от проектов, которые волонтер выбирает для себя самостоятельно, он получает разнообразные умения и навыки. В этом заключается образовательная функция волонтерской деятельности.
Взаимодействие с сотрудниками государственных учреждений, личные контакты со множеством людей формируют для волонтера дополнительный социальный капитал.
Рекреационная функция волонтерской деятельности связана с тем, что волонтерство – это способ активного, социально полезного времяпрепровождения. Волонтеры, которые работают на спортивных мероприятиях, в библиотеках, художественных галереях, музеях, педагогических лагерях и т. д. имеют возможности для сочетания своих обязанностей в качестве волонтера с организацией своего времени.
Высокие нравственные требования к волонтеру, организация времени оказывают на личность превентивное воздействие по предотвращению нежелательного поведения.
Функции волонтерства с точки зрения социума:
- аксиологическая;
- функция повышения гражданской активности;
- функция социализации;
- содействие решению социальных проблем.
В результате добровольческой деятельности и исходя из потребностей современного мира формируется набор ценностей. Происходящие в современном мире процессы, такие, как интеграция, глобализация, миграция, поликультурное взаимодействие и т. д. требуют от волонтера солидарности, терпимости, гибкости и т. д.
Волонтерами становятся люди, которым небезразличны проблемы других и которые обладают активной социальной позицией. Волонтеры, выполняя общественно полезную работу, понимают, что могут изменить существующий мир к лучшему. В этом заключается функция повышения гражданской активности.
Чаще всего волонтерами становятся молодые люди и подростки. Посредством волонтерства они походят школу жизни, сталкиваясь с различными социальными проблемами и перенимая образцы поведения старших коллег. С этим связана функция социализации. Волонтеры помогают людям, нуждающимся в помощи, решать социальные проблемы.
Волонтерство способствует развитию эмоциональной сферы личности, формирует ее ценностный мир, способствует личностному росту, активизирует познавательную деятельность. Волонтерство позволяет реализовать множество различных функций, но не каждый желающий способен быть волонтером.
В России пока не сформированы критерии отбора волонтеров. В европейских странах и в США такие критерии существуют. Волонтеры должны обладать специфическими навыками и умениями. Например, чтобы стать волонтером ООН, необходимо соответствовать следующим критериям:
- высшее образование;
- опты работы минимум 2 года;
- хорошее знание одного из языков – французского, английского, испанского;
- возраст – не младше 25 лет;
- выраженные межличностные и организаторские способности;
- способность к работе в мультикультурной среде и т. д.
Несмотря на то, что современные требования способствуют модернизации методов и форм волонтерской деятельности, мотивы и функции волонтерства неизменны: стремление помогать другим, желание принимать активное участие в социальной жизни.