Инвалидность – это юридическая конструкция, элементами которой являются причина, время наступления инвалидности, группа инвалидности.
Правовой статус ребенка-инвалида
Правовой статус ребенка-инвалида – это совокупность прав и обязанностей, гарантируемых государством.
Общий правовой статус ребенка-инвалида носит межотраслевой характер, включает в себя права и гарантии в сфере здравоохранения, образования, предоставления льгот, обеспечения жильем и т. д. Общим правовым статусом обладает каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Специальный правовой статус ребенка-инвалида включает права на социальное обеспечение. Он является частью общего статуса и включает специфические права и обязанности. Значение специального статуса состоит в детализации общего статуса и установлении специальных прав, обязанностей, юридической ответственности граждан.
Отдельного внимания заслуживает вопрос, касающийся соотношения отраслевого статуса ребенка-инвалида со статусами ребенка и инвалида. Так, ребенок-инвалид имеет все права, которыми наделен ребенок, но статус инвалида не тождественен статусу ребенка-инвалида. Законодательство выделяет категорию граждан, которые по статусу приравнены к детям-инвалидам. К ним относятся ВИЧ-инфицированные несовершеннолетние граждане. Им назначается социальная пенсия, а также предоставляется социальная поддержка, установленные законодательством для детей-инвалидов.
В правовой статус ребенка-инвалида включаются следующие элементы:
- правосубъектность ребенка-инвалида;
- права и обязанности;
- юридические гарантии прав и обязанностей;
- ответственность за нарушение прав и обязанностей ребенка-инвалида.
Правосубъектность обусловливает возможность ребенка-инвалида быть участником правоотношений по предоставлению мер социальной поддержки.
Приобретение статуса ребенка-инвалида осуществляется в предусмотренном законодательством порядке.
Инвалидность – это сложный юридический состав. Инвалидность характеризуется такими признаками, как: время, причина наступления инвалидности, группа. Однако выделение этих признаков справедливо в отношении взрослого. В отношении ребенка данные элементы требуют уточнения, так как инвалидность ребенка имеет свои особенности и отличия. Каждый из признаков инвалидности при этом может быть самостоятельным юридическим фактом.
Категория «ребенок-инвалид» устанавливается лечащими педиатрами согласно перечня медицинских показаний в лечебно-профилактических учреждениях на основе особенностей организма, соответствующих возрасту ребенка.
Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами
Действующее законодательство РФ устанавливает следующие виды социальных выплат детям-инвалидам:
- социальная пенсия;
- ежемесячное пособие детям-инвалидам;
- ежемесячная выплата неработающим лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом.
Ежемесячное пособие детям-инвалидам начисляется следующим категориям граждан: детям-инвалидам, имеющим одного родителя и детям-инвалидам, проживающим в семьях, размер среднедушевого дохода которой не превышает размер прожиточного минимума.
Ежемесячное пособие назначается с месяца установления категории «ребенок-инвалид».
Законом «О социальной защите инвалидов в РФ» семьям с детьми-инвалидами предусмотрена ежемесячная компенсация по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, а также получение технических средств реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.
Малообеспеченные семьи имеют прав на следующие меры социальной поддержки, оказываемые за счет областного бюджета:
- Пособие на ребенка-инвалида.
- Пособие на ребенка-инвалида, воспитывающегося в неполной семье официально трудоустроенным родителем.
- Единовременное пособие на подготовку ребенка к учебному году.
Социальное обслуживание ребенка-инвалида
Социальные услуги могут предоставляться в следующих формах: социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарной форме, социальное обслуживание в полустационарной форме. Социальные услуги могут оказываться в виде периодической, постоянной, единоразовой помощи, срочной помощи семье с целью улучшения условий ее жизнедеятельности, расширения возможностей самостоятельного обеспечения жизненных потребностей.
В некоторых субъектах РФ существует такая форма социального обслуживания для семей с детьми-инвалидами, как социальная гостиница. Главная задача социальной гостиницы – предоставление помещения для временного пребывания граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. Право на проживание в социальной гостинице имеют семьи, в которых есть инвалид, нуждающийся в постоянном постороннее уходе.
Задача социальной гостиницы – организация доступного лечения ребенка и сохранение семейного бюджета.
Дети-инвалиды находятся в зоне риска быть оставленными родителями и воспитываться в специализированных учреждения, поэтому особое внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей. Реабилитация ребенка-инвалида требует от семьи огромных физических, моральных и финансовых затрат, и не все родители оказываются готовым к такому образу жизни. Дети-инвалиды относятся к категории детей-сирот, которые не могут быть устроены в семьи в короткие сроки. Кроме того, не все дети-инвалиды могут быть устроены в семью – в первую очередь, это дети с нарушениями в интеллектуальном развитии. Для таких детей в детских домах-интернатах разрабатываются внутренние программы адаптации. Реальной возможностью для детей-инвалидов жить в условиях, приближенных к семейным, являются семейные воспитательные группы при интернатах.