Социальная работа является сложным и многогранным феноменом, включающим в себя несколько аспектов.
Социальная работа — это сложная многокомпонентная деятельность, цель которой – выработать теоретически и систематизировать знания и умения, передать их и применить на практике для удовлетворения различных потребностей и интересов социально уязвимых групп населения или отдельных лиц, восстановления или улучшения их способностей к социальному функционированию.
Исторически социальная работа с уязвимыми слоями населения зародилась еще множество веков назад, однако, она имела не систематическую форму и воспринималась как «помощь ближнему». Со временем данный феномен стал изучаться учеными и исследователями, превратившись в отдельную научную отрасль, а далее - в профессию и учебную дисциплину. Таким образом, можно сказать, что социальная работа является единством ее научной, практической и учебной составляющих. Единство всех трех ее аспектов, их особенности, тесная связь между собой и составляют сложную характеристику социальной работы в целом.
Социальная работа как наука
Социальная работа как наука имеет свою отдельную функцию: выработать и систематизировать объективные знания о социальной сфере и социальной деятельности, то есть профессиональной и общественной деятельности государственных и частных организаций или отдельных специалистов, направленной на помощь в решении социальных проблем семьям, отдельным социальным группам или индивидам.
Социальная работа является сложной междисциплинарной наукой, так как она связана как с естественными науками (например, медициной), так и с философией, социологией, психологией, педагогикой, правоведением и так далее.
Социальная работа как наука обладает всеми признаками научных дисциплин: собственные кафедры и организации, научные журналы и учебные пособия. Она изучается в государственных и частных высших учебных заведениях, а некоторые из них имеют специализированные кафедры по различным направлениям социальной работы.
Как и любая другая наука, социальная работа обладает своим понятийно-категориальным аппаратом, куда также входят понятия из смежных или родственных дисциплин помимо тех, что были выработаны в процессе развития социальной работы как практической и научной деятельности.
Социальная работа также обладает своими методами (экономические, правовые, политические и пр.), закономерностями, принципами (детерминизма, отражения, гуманизма, справедливости, историзма и пр.), цель, предмет изучения и так далее.
Социальная работа как практическая деятельность
Социальная работа как практическая деятельность существует с самого начала зарождения человеческого общества, принимая различные формы на различных этапах его развития. Так, например, в менее развитых обществах она была выражена в «помощи ближнему, нуждающемуся», а после, параллельно с развитием христианства, социальная работа стала его неотъемлемой частью в форме благодеяний. В настоящее же время социальная работа как практическая деятельность имеет свою четкую структуру и закреплена на государственном уровне. Также сейчас преобладает профессиональная и систематическая форма социальной работы.
Социальная работа как практическая деятельность имеет свою цель — удовлетворение потребностей и интересов клиентов, то есть отдельных личностей или социальных групп, посредством оказания необходимой помощи и поддержки.
Социальная работа как учебная дисциплина
Социальная работа как учебная дисциплина представляет собой сочетание теории и практики, а также их достижений. Опираясь на научные достижения, она помогает новым поколениям овладеть знаниями анализа социально-политической обстановки, вычленить из нее группу или отдельную личность, оказавшуюся за пределами адекватного общественного состояния или поведения.
Таким образом, основная цель образования в сфере социальной работы — получение теоретических знаний, приобретение практических умений и навыков, соответствующих основным требованиям подготовки специалиста в данной сфере. При этом обучение предполагает изучение материала по трем направлениям: гуманитарные и социально-экономические дисциплины, математические и естественнонаучные дисциплины и узкая специализация по социальной работе. Это связано с тем, что социальная работа имеет междисциплинарный характер и тесно связана как с естественными, так и с гуманитарными науками.
Студенты, обучающиеся профессии социального работника, овладевают различными ее технологиями, которые позволяют им обеспечивать эффективное посредничество между нуждающимся в помощи клиентом и обществом, стимулировать клиентов к выполнению ими социально значимой деятельности, предотвращать социальные взрывы и корректировать девиантное поведение.
Немалое значение в процессе обучения отводится психопрофилактике обучающихся и выработке у них активной жизненной позиции. Учебный процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы стимулировать развитие самостоятельности и любознательности обучающихся, способности к саморефлексии и самоанализу.
Изучение социальной работы в контексте учебной дисциплины должно сочетать в себе как теорию, так и практическую часть. Она должна рассматриваться не только как изучение научных достижений, история развития социальной работы и анализ используемых технологий, но и как получение необходимых навыков и знаний для непосредственной практической деятельности.