Loading [MathJax]/jax/output/SVG/fonts/TeX/fontdata.js
Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогика в практике социальной работы

Сущность педагогики в социальной работе

Определение 1

Педагогика в социальной работе представляет собой основу деятельностной составляющей социальной работы, поскольку задачи информационного освещения, формирования системы знаний о социуме, межличностных взаимодействиях, развитие навыков самопомощи и адаптации, проблемы успешной социализации решаются с помощью применения педагогических методов.

Ввиду активного использования знаний педагогики в теории и практике социальной работы, необходимо включение в педагогические основы деятельности социальной работы положения о принципах, содержании, методах и технологиях.

Педагогика как самостоятельная наука выполняет в социальной работе ряд функций:

  • объяснительная функция, поскольку педагогика объясняет особенности поведения, возможности воздействия, причины ситуации и т.д.
  • прогностическая функция, поскольку решение ряда задач социальной работы обусловлено воспитанием людей, что является результатом действия педагогики.
  • развивающая функция, поскольку педагогика оказывает влияние на формирование и развитие личности, как объектов социальной работы, так и ее субъектов.

Социальная работа имеет междисциплинарный комплексный характер, поэтому в систему социальной работы входят социологические, юридические, психологические, педагогические и иные подсистемы. Подсистемы педагогики осуществляют систематизацию содержательных и процессуальных элементов социальной работы, которые имеют отношение к личности человека, являющегося участников социальной работы.

Педагогические принципы социальной работы

Как уже было отмечено ранее, социальная работа имеет междсциплинарный характер, поэтому свою деятельность осуществляет на основе принципов нескольких наук, включая педагогические принципы.

«Педагогика в практике социальной работы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Педагогические принципы являются выражением закономерностей, которые функционируют в учебно-воспитательном процессе формирования и развития личности. Педагогические принципы обусловлены знаниями идеологии, гносеологии, психологии и практического опыта социальной работы.

Социальная работа использует множество принципов педагогики, но, несмотря на их органическую связь, можно выделить дидактические и воспитательные принципы.

Социальная работа как процесс обучения представляет собой деятельность, в процессе которой люди овладевают знаниями о культуре, а также осваивают навыки социального поведения, вовлекаясь с материальные и социальные отношения, а также в процесс социального научения. Несмотря на природную спонтанность процесса формирования личности и социума, социальная работа как система позволяет сделать этот процесс целенаправленным. В практической деятельности это выглядит следующим образом: организатор индивидуальной и групповой работы определяет цели деятельности, формирует трудовые задачи, а работники, желая решить трудовые задачи, осознают необходимость обладания определенными социальными и личностными качествами, и стремятся к их развитию.

В результате социального научения специалисты по социальной работе также ориентируются на педагогический принцип систематичности и последовательности при формировании и развитии навыков, умений, знаний, качеств.

Специалист в процессе развития творческого подхода, развивает понимание технологической дисциплины, соблюдение которой ткже является дидактическим принципом педагогики.

Эффективность социального научения в разы повышается в случае индивидуального похода к учебно-трудовой деятельности и дифференциации.

Поощрение самостоятельного изучения клиентом технологической документации является также одним из педагогических принципов.

Доступность и действенность социального научения можно добиться посредством применения принципа наглядности и практической направленности организации труда и социальной жизни.

Выше мы рассмотрели дидактические педагогические принципы социальной работы, теперь рассмотрим более подробно воспитательные педагогические принципы.

Принцип гуманизма, используемый в социальной работе выражается в доверии к людям одновременно с существованием системы проверок и контроля, осуществляющихся с педагогическим тактом.

Ориентация на положительные моменты, оптимизм – это еще один воспитательный принцип в социальной работе.

Взаимопомощь при формировании навыков социального поведения, социализации, воспитания и перевоспитания, ориентация на коллективную работу с клиентом также является педагогическим принципом в работе специалиста социальной работы.

Педагогическое содержание социальной работы

Формирование личности в социуме характеризуется такими параметрами как слабая целенаправленность и спонтанность. Социальная работа в результате применения факторов развития личности, которые включены в учебно-трудовую деятельность и свободное время клиента, создают у клиента образ социального идеала, который отвечает условиям труда, социального окружения, семьи и т.д.

Одним из ключевых педагогических компонентов, используемых в социальной работе, является формирование системы гуманистических взглядов и установок, которые формируют мировоззрение человека, способного к партнерству, который способен оказать помощь и принять ее.

Социальная работа закладывает тенденции социальной активности клиента, ориентируясь на его сознательность.

Еще одной ключевой составляющей педагогики в социальной работе является развитие социальных действий и навыков, которые позволяют клиенту оказать себе помощь самостоятельно.

В рамках лично-деятельностного подхода педагогики в социальной работе клиент развивает социальные чувства, которые помогают овладению навыками и знаниями, общению. Итогом педагогической деятельности в социальной работе является формирование навыка клиента к самовоспитанию.

Замечание 1

Педагогическое содержание социальной работы заключается в коррекции существующего поведения клиента, его перевоспитания. Коррекция является необходимым элементом социальной работы, поскольку является обязательным условием достижения социально значимого результата в учебе, труде, общении.

Дата последнего обновления статьи: 09.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot