Понятие маркетинга в социальной работе
Маркетинг в социальной работе – это направление деятельности, ориентированной на исследование спроса на социальные услуги и его развитие, формирование необходимой социальной среды и поддержку спроса на сформированную социальную среду.
Маркетинг в учреждениях социальной защиты и социального обслуживания позволяет обеспечить доступность информации о системе государственных и негосударственных социальных служб, которые действуют на территории, об особенностях работы, направлении деятельности, видах и объемах социальных услуг, предоставляемых учреждениями, что дает возможность разрабатывать проекты системы учреждений социальной защиты и социального обслуживания, составлять планы и стратегии их развития.
Современные страны в условиях развития рынка обращают особое внимание на маркетинг, поскольку он способствует созданию и развитию спроса на товары и услуги, а также оптимизации предложения, разработке и реализации эффективных действий участников рынка.
Россия в условиях утверждения рынка во всех сферах деятельности, включая социальную сферу, оказалась перед необходимостью применения новых подходов к социальной работе как системе, которая способна функционировать успешно в системе рыночных отношений и конкуренции.
Маркетинг как профессиональная деятельность помогает обеспечить конкурентоспособность той или иной структуры с помощью проведения анализа и выявления спроса на услуги или товары, создания товаров или услуг с учетом удовлетворения потребности в них, в результате чего маркетинг в той или иной сфере является фактором ее непрерывного развития.
Функции маркетинга в социальной работе
Маркетинг в социальной работе как вид деятельности осуществляет следующие функции:
- диагностическая функция представляющая собой диагностику актуальных действующих и возможных потребностей населения в услугах социальной защиты и оказании социальных услуг.
- прогностическая функция, заключающаяся в выявлении и учете клиентов социальных услуг, определение объема нуждаемости в социальных услугах, необходимых форм социальных услуг, прогнозирование возможных изменений.
- системно-моделирующая функция, представляющая собой определение степени, видов, методов и объема оказания социальной помощи, которая необходима для реализации социального благополучия.
- проектно-организаторская функция, представляющая собой разработку и реализацию социальных проектов, которые ориентированы на удовлетворение потребностей клиентов социальной работы в социальном обслуживании.
Виды маркетинга в социальной работе
Маркетинг в социальной работе можно разделить на: внутренний и внешний, а также на: постоянный и временный.
Внешний маркетинг заключается обеспечении информацией о государственных и негосударственных учреждениях социального обслуживания, об их деятельности, видах услуг, которые ими оказываются, условиях их предоставления.
Внутренний маркетинг заключается в разработке и реализации социальных программ и проектов, повышении эффективности сотрудничества населения и социальных служб в вопросе оказания услуг, урегулировании спорных вопросов.
Социальные службы применяют все виды маркетинга, ибо:
- Во-первых, клиенты социальных служб ориентируются в значительной степени на местоположение учреждения, что представляет собой маркетинг территорий
- Во-вторых, статус социального учреждения обусловлен наличием многообразных связей с социальными партнерами, что характеризуется как маркетинг организаций
- В-третьих, практический опыт работы учреждения, актуальность технологий, применяемых в учреждении, оказывает влияние на его известность и весомость, что представляет собой маркетинг идей
- В-четвертых, специфика оказания социальных услуг воздействует на особое значение специалистов их оказывающих, что представляет собой маркетинг личностей
- В-пятых, клиенты социальных служб заинтересованы также в посещении общественных клубов, получении дополнительного образования и прочем, что представляет собой маркетинг окружения
Согласно экономической маркетинговой концепции, социальной работе следует оказывать те услуги, на которые существует большой спрос, то есть социальная работа должна выполнить социальный и экономический заказ общества, клиента социальных служб в конкретных элементах рынка с учетом возможностей и особенностей оказания социальных услуг.
В результате анализа результатов маркетинговых исследований выявляются ключевые потребности возможных клиентов социальных служб, реализуется социальная диагностика и прогнозирование, разрабатываются необходимые меры социальной поддержки.
Маркетинг в социальной работе может нести как положительные результаты, так и негативные, поэтому при его осуществлении следует постоянно анализировать текущие изменения и уметь быстро адаптироваться к новым условиям.
Маркетинг в социальной работе осуществляется с учетом микро- и макросреды социального учреждения.
Макросреда социальной службы представляет собой политику, экономику, социотехнологическую среду и прочие факторы, обуславливающие специфику ее существования и развития.
Микросреда социальной службы включает в себя клиентов социальных служб, иные службы, оказывающие социальные услуги, поставщиков социальных услуг, маркетинговых посредников.
Социальные службы при помощи маркетинговых методов могут создавать спрос на определенные социальные услуги и регулировать его.
Для России с учетом условий ограничения бюджета, особую роль играют маркетинговые методы, которые привлекают денежные средства спонсоров и благотворителей.
Практическая деятельность социальных служб, достигших успеха в привлечении ресурсов для их развития и реализации проектов, дает возможность выделить условия, необходимые для успешного маркетинга в социальной работе:
- создание информационных оповещений о необходимой помощи, оглашение информации потенциальных партнерам и благотворителям.
- раскрытие возможным инвесторам социальной и личностной значимости оказания помощи службе.
- предложение спонсорам и инвесторам таких видов помощи, которые являются эффективными для развития системы социальных служб.
- оглашение положительных изменений в результате оказания помощи
- установление постоянного сотрудничества с инвесторами, спонсорами и благотворителями.