Методика Монтессори – это система образования детей, направленная на развитие естественных интересов, а не на использование формальных методов обучения.
Основные принципы финской модели образования
У финской модели образовательной системы множество особенностей, обусловленных принципами, разработанными финнами. Такими принципами являются:
- равенство;
- взаимодоверие;
- свобода выбора;
- самостоятельность.
В Финляндии не существует разделения школ на элитные и простые. В одной из крупнейших школ страны обучается около 1000 детей, а в самой маленькой – 11. Но и крупные школы, и маленькие имеют одинаковые условия, финансирование, возможности и оборудование. В Финляндии действует система «от детского сада до университета», учитывающая принцип равенства.
Большая часть общеобразовательных учебных заведений в Финляндии являются государственными. Отличие частных школ от государственных заключается в том, что родители платят за повышенное внимание к ребенку.
Педагоги финских школ в своей работе используют следующие практики:
- Монтессори,
- Мортана,
- Френе,
- Вальдорфской школы.
Вальдорфская школа пользуется особенной популярностью.
Преподавание в частных образовательных учреждениях осуществляется на немецком, английском и французском языках.
В финских школах неприемлемо обучение в ущерб какому-либо предмету. Так, недопустимо считать, что математика важнее искусства. Исключением является создание классов с одаренными детьми – в таком случае учитываются склонности детей к спорту, музыке, рисованию.
Финская образовательная система учитывает и интересы родителей. При оформлении ребенка в учебное заведение не принимаются во внимание профессия и социальный статус родственников. У учителей нет права требовать такую информацию.
Ученики не разделяются на группы по талантам и способностям. В финских школах недопустимо сравнение – учеников не относят к хорошим или плохим. Каждый ученик – особенный и учится со всеми. Это относится и к людям с ограниченными возможностями здоровья.
В обычной школе могут существовать классы для учащихся с патологиями зрения, слуха. Особое внимание уделяется адаптации детей в обществе.
Равными являются также и права учителей и отношения между ними. В трудовом коллективе строго соблюдается принцип равенства. Если педагог нарушает порядки, контракт с ним расторгается автоматически.
Особенностью сотрудничества школы с педагогом является заключение контракта на один учебный год с возможностью его продления при хорошем выполнении им своих обязанностей.
В Финляндии учителя, родители и дети имеют равные права. С первого года обучения всем объясняют их права и обязанности по отношению к школе. Таким образом, родители ребенка привыкают к тому, что он – самостоятельная личность. И его недопустимо обижать ни морально, ни физически. За выполнением взрослыми своих обязанностей и соблюдением ими прав ребенка строго следят социальные работники.
Унижение учащегося педагогом наказуемо в соответствии с законодательством.
Обучение в государственных учреждения в Финляндии является бесплатным. Бесплатными являются также и следующие услуги:
- экскурсии, музеи, творческая деятельность;
- обеды;
- транспорт, обеспечивающий доставку на уроки и обратно домой;
- канцелярские товары, учебники, гаджеты (ноутбуки и специальные планшеты).
Проведение финансовых сборов категорически запрещено.
Особенности плана обучения
Считается, что финское образование является одним из лучших в мире. Это связано с тем, что для каждого учащегося разрабатывается индивидуальный план обучения. Каждый учащийся имеет свой набор заданий и учебников. Для каждого возраста разрабатываются классные работы, домашние задания, определяется время на их выполнение. Каждый ученик на одном уроке выполняет разные упражнения. Индивидуальным является и оценивание. Если учащийся не смог справиться со сложным заданием, в следующий раз ему дадут задание попроще.
Особое внимание уделяется поддержке отстающим. Репетиторская деятельность в Финляндии не является популярной, так как с отстающими учениками занимаются школьные преподаватели во внеклассное время.
С учетом индивидуальных способностей каждого ученика осуществляется коррекция процесса обучения.
Знания получает тот, кто к этому стремится. Педагоги стараются заинтересовать каждого ученика, но, если он не хочет, принуждать его никто не будет. Специальные беседы и тесты помогают педагогам определять склонности каждого учащегося к определенному предмету. Несмотря на то, что этот процесс не строгий, относиться к нему халатно недопустимо – школьный режим контролируется. Однако если ребенок не слушает учителя и не выполняет задания, его не переводят в следующий класс. Тем самым ребенок учится самостоятельности, учится отвечать за свои поступки.
Ступени образовательной системы Финляндии
Финская образовательная система состоит из трех ступеней:
- Начальная школа.
- Колледж или училище.
- Высшее образование.
В Финляндии начальное образование начинается с момента, когда ребенку исполняется 6 лет. Но на этом этапе дети лишь в игровой постигают навыки, которые им будут нужны в школе. Настоящая учеба начинается с 7 лет. Учебный год в Финляндии начинается с августа.
В общеобразовательной школе ребенок учится 9 лет. После получения основного образования в школе ребенок может по своему выбору получить профессиональное образование и работать по специальности либо продолжать обучение в колледже. В первом случае подразумевается посещения специализированных профессионально-технических училищ. Обучение длится от 1 года до 4 лет, затем можно идти работать по специальности.
После обучения в колледже или гимназии учащему необходимо сдать государственные экзамены по следующим дисциплинам: по финскому или шведскому языку, по выбранному иностранному языку, по математике либо гуманитарной дисциплине.
Вариантов получения высшего образования два: высшие профессиональные школы и университеты. Университеты ориентированы на исследовательскую и научную деятельность, а высшие школы больший упор делают на связь деловой и хозяйственной жизни определенного региона. Как правило, высшие школы выбирают те, кто хочет получить европейский диплом.