Устное речевое общение
Общение как процесс коммуникативного взаимодействия между людьми, в ходе которого происходит обмен мнениями, эмоциями, сведениями, происходит в двух основных формах - устной и письменной.
Исторически устное общение является первичной формой коммуникации, письменная его форма появилась значительно позже и закрепилась за определенными функциональными разновидностями языка - книжными стилями. Устная форма коммуникации доминирует преимущественно в ситуациях разговорно-бытового общения, хотя без устного общения не обходится практически ни один речевой стиль.
Главные черты устного общения обусловлены его разговорной природой и заключаются в следующем:
- Спонтанность: такое общение, как правило, не планируется заранее, а осуществляется в ходе непосредственного взаимодействия.
- Неподготовленность: коммуниканты отбирают языковые единицы и строят высказывания в процессе общения, что неизбежно ведёт к речевым ошибкам, возникновению недочётов, смысловой неоднозначности высказывания, которые говорящие пытаются преодолеть непосредственно в коммуникативном акте.
- Высокая ситуативность: устное общение обусловлено речевой ситуацией, зависит от контекста и определяется им.
- Экспрессивность: общение устного характера отличается повышенной эмоциональностью, возможностью выразить отношение к информации и собеседнику посредством оценочной лексики и экспрессивных средств синтаксиса.
- Неформальный характер, обусловленный отсутствием у коммуникантов жёстко фиксированных социальных ролей и статусов.
- Речевая избыточность, проявляющаяся в многократных повторах, дублировании информации, использовании слов-паразитов, нефонологических заполнителей речевых пауз, тавтологии и проч.
С точки зрения языковых особенностей, присущих устному общению, можно отметить:
- Убыстрённый темп речи, нечеткость артикуляции, частое нарушение орфоэпических норм.
- Преобладание разговорной лексики оценочно-экспрессивного характера, "вкрапление" в речь нелитературных форм, вульгаризмов, просторечия, жаргонной лексики.
- Более простой и экспрессивный синтаксис с преобладанием простых неполных предложений, конструкций присоединительного и поясняющего характера, речевого повтора, обратного порядка слов.
- Наличие аграмматизмов, нарушения норм лексической сочетаемости, ошибок в согласовании и управлении.
Также в устном общении велика доля невербальных компонентов коммуникации: интонации, темпа и тембра голоса, жестикуляции, мимики. По утверждению учёных, сорок процентов информации в устном общении передается именно с помощью неречевых средств.
Жанры устного речевого общения
Устное общение осуществляется в нескольких жанровых разновидностях.
Беседа является наиболее распространенным и универсальным типом устного общения. В зависимости от содержания общения выделяют следующие виды беседы:
- Фатическая, главная цель которой – поддержание контакта между собеседниками, создание благоприятной обстановки общения. Это "бесцельное" общение праздноречевого типа, включающее разговоры о погоде, обмен формулами вежливости, "дежурные" вопросы о делах, самочувствии и проч.
- Информационная, включающая обмен мнениями, сведениями, эмоциями по поводу какого-то события, факта.
- Этикетная, которая начинается и поддерживается в силу речевых традиций (комплименты, поздравления, застольные диалоги, беседы, сопровождающие игры).
В зависимости от речевого стиля существуют следующие виды беседы:
- Учебная (учебный диалог, эвристическая беседа).
- Научная или политическая дискуссия.
- Деловые переговоры.
Разговор - жанр устной коммуникации, отличающийся целенаправленным характером и содержательностью. В разговоре всегда есть коммуникативная интенция, замысел, которому подчиняется ход коммуникации.
В зависимости от типа этой интенции выделяют:
- Разговор-расспрос, нацеленный на выяснение каких-либо сведений, важных для говорящего.
- Разговор, направленный на обмен информацией.
- Разговор, целью которого является решение какой-либо проблемы или задачи.
- Разговор, направленный на установление истины по какому-либо дискуссионному вопросу (разговор-спор).
Разговор в силу интенциональности сопровождает также деловое общение, реализуясь в формах кадрового интервью, делового разговора, совещания и проч.
Спор является разновидностью дискуссии и самостоятельным речевым жанром, для которого характерна полемичность.
Цель спора - отстоять свою точку зрения, реже - выяснить истину. Чтобы спор не перерос в выяснение межличностных отношений, необходимо придерживаться правил ведения, не использовать недопустимые приемы аргументации, не оскорблять и не унижать собеседника, говорить чётко, по существу.
Рассказ является ещё одной формой устной коммуникации. Он имеет повествовательный характер и основан на каком-то событии. Как правило, рассказ связан с самим говорящим и происходит от его лица.
История связана с рассказом, однако имеет собственные жанровые особенности. В частности, история основывается на памяти о событиях. Она необязательно относится к самому рассказчику, может иметь вымышленный характер и использоваться для "украшения" речи или привлечения внимания к говорящему.
Анекдот - устойчивый фольклорный жанр, издавна бытующий в сфере устного общения. Функции анекдота в бытовой коммуникации разнообразны:
- Фатическая, направленная на создание благоприятного эмоционального фона общения, "разрядки" обстановки.
- Развлекательная.
- Экспрессивная.
- Функция самопрезентации (рассказывая анекдот, говорящий демонстрирует свое остроумие, коммуникативные навыки, актерские данные).
Жанры устного общения многообразны и удовлетворяют различные коммуникативные потребности индивидов.