Веб-квест и его функции в обучении
Активное внедрение инновационных приемов в педагогику привело к появлению новых форм организации учебного процесса, которые объединяют предметное содержание с информационно-коммуникационными технологиями. Это приводит к появлению таких форм организации учебной деятельности, как веб-квест (иначе – квест в формате онлайн, интерактивный квест и проч.).
Веб-квест представляет собой образовательное мероприятие поисковой игровой направленности, которое реализуется в цифровой среде.
Дидактический потенциал веб-квеста заключается в следующем:
- Стимулирование познавательной активности, развитие интереса к учению.
- Формирование навыков самостоятельной работы с разными источниками информации.
- Развитие умений командной работы, взаимодействия с другими участниками мероприятия.
- Развитие нестандартного мышления, обучение действиям в новых обстоятельствах.
- Повышение уровня компьютерной компетенции и связанных с ней навыков.
В основе веб-квеста лежит технология проблемного обучения: ученики сталкиваются с учебной задачей, которая преподносится в увлекательной, необычной форме, и ищут пути ее решения с опорой на дополнительные источники информации. Поисковый путь, который проходит участник квеста, приводит его к решению проблемы, однако в ходе поиска этого решения ученик овладевает новыми приемами деятельности, узнает новый материал. В этом заключается образовательный потенциал квеста.
Языковой веб-квест и методика его проведения
Языковой веб-квест – разновидность интерактивного образовательного квеста на тему, связанную с изучением родного или иностранного языка.
Методика подготовки и проведения такого игрового мероприятия, по сути, ничем не отличается от общих принципов подготовки веб-квест. Чтобы повести мероприятие, учитель должен последовательно реализовать ряд этапов:
- Подбор темы игры, которая должна соотноситься с тем тематическим блоком, который ученики изучают (изучили) на данный момент.
- Поиск необходимых источников информации по теме, в том числе и ресурсов Сети, для того, чтобы дети могли работать с ними в процессе прохождения квеста.
- Разработка сценария, включающего все этапы квеста, а также переходы между ними. В основе сценария лежит прохождение определенного маршрута, который задается последовательным выполнением учебно-познавательных заданий.
- Определение требований к проведению квеста (количество участников, время проведения мероприятия, правила взаимодействия учеников в составе команд, система штрафных санкций и бонусов и проч.).
- Ознакомление учеников с правилами и порядком проведения веб-квеста, обеспечение их необходимой информацией для выполнения заданий.
- Проведение веб-квеста.
- Анализ и оценка мероприятия с точки зрения его эффективности, соответствия поставленным целям и достигнутым образовательным результатам.
Педагогу необходимо придумать легенду, лежащую в основе квеста. Легенда представляет собой историю (нарратив) с участием вымышленных или реальных персонажей, которая сюжетно связана с квестом, предшествует его началу и является экспозицией. Легенда должна быть лаконичной, увлекательной и соответствовать тематике квеста. Обычно при организации учебных квестов по русскому языку используют типовые легенды: поиск пропавших сокровищ, спасение Страны Орфографии от Колдуньи Ошибки, путешествие по стране Лингвинии в поиске острова Пятерок и проч.
В сюжете квеста необходимо предусмотреть следующие пункты: экспозицию, связанную с актуализацией легенды, завязку, развитие действия, кульминационный момент и развязку. В соответствии с этой логикой трудность каждого этапа должна пропорционально возрастать и достигать пика к завершающей части квеста. Например, дети получают по «морской почте» бутылку с таинственным посланием, в котором зашифровано местонахождение острова с сокровищами. Задача команды – отправиться в виртуальное путешествие по морю Русского Языка, чтобы найти остров и разыскать сокровища. На пути их ждут трудности и испытания: коварные остров Ошибок, пролив Ударений, скалы Синтаксиса, «грамматический шторм» и др.
Задания, которые может включить учитель квест, весьма разнообразны, в их числе:
- задания на декодирование (дешифровку) текстов,
- задания фактографического поискового характера с использованием сети интернет и других информационных источников,
- логические задания (на продолжение последовательности, исключение лишнего, отгадывание загадок, ребусов, шарад и проч.),
- пазлы и головоломки лингвистического содержания,
- кроссворды, филворды, сканворды, которые нужно разгадать и найти ключевое слово,
- мини-викторины,
- задания с использованием средств дополненной реальности (QR-кодов),
- задания на восстановление смыла деформированного текста.
В структуре каждого этапа необходимо использовать разные типы заданий, которые не должны повторяться. Рекомендуется сюжетно увязывать выполнение одного задания с другими. Например: чтобы получить задания первого этапа (карту острова сокровищ) участники должны расшифровать таинственное послание, а ключом к шифру является ключевое слово кроссворда на лингвистическую тему.
Учителю необходимо предусмотреть систему контроля и подсчета результатов прохождения этапов веб-квеста (например, заранее договориться, что после каждого этапа участники должны отправлять сообщение о том, что этап пройден). В конце квеста необходимо получить от участников обратную связь и проанализировать его дидактическую эффективность.
Веб-квест – сложное мероприятие, требующее серьезной подготовки, поэтому он не может часто использоваться в учебном процессе, однако он вполне применим при организации предметных недель, конкурсов, внеклассной работы.