Явления переходности в грамматике русского языка и их изучение в школе
Формирование представлений о системном характере языка у школьников как одна из задач обучения русскому языку опирается на понимание законов функционирования языковых явлений. Для этого школьнику необходим взгляд на язык как на динамическую систему, которая находится в постоянном развитии, отражает процессы, происходящие в живой разговорной практике, и обогащается за счет внутренних изменений структуры.
К явлениям, наглядно демонстрирующим динамизм и системность языка, относится переходность, понимаемая как способность языковой системы к изменению статуса и функционирования языковых единиц под влиянием внутренних факторов развития.
Явления переходности могут наблюдаться на любом уровне языковой системы, однако наиболее очевидны они на уровне морфологии и синтаксиса, когда носители языка могут отмечать явления перехода единиц одного уровня (например, изменение частеречной принадлежности), а также явления межуровневого перехода.
Переходность как свойство языковой системе основано на принципе изоморфизма, который находит отражение в функционировании единиц разных уровней языка.
Изоморфизм единиц языка предполагает их структурно-функциональное соответствие при отсутствии полного тождества.
Например, изоморфизм большинства языковых единиц проявляется в том, что они обладают двусторонней природой (планом выражения и планом содержания), сочетают в себе несколько типов значения (например, лексическое и грамматическое или словообразовательное).
Изоморфизм делает возможным явления перехода, которые мы можем наблюдать на разных уровнях языковой системы:
- Переходность на фонетическом уровне проявляется в том, что фонетические компоненты «уподобляются» морфемам (интерфиксам): коф-ей-ник, лес-о-полоса.
- Явления переходности на морфемном и словарном уровнях связаны с тем, что некоторые слова стали частью морфемной системы. Так, некогда выделявшиеся формообразующие частицы (то, либо, нибудь) окончательно перешли в разряд морфем (суффиксов). Древнерусское местоимение «ся» превратилось в постфикс возвратных глаголов и проч.
- Переходность на морфологическом на словарно-синтаксическом уровне проявляется в сращении – образовании слов на основе словосочетаний (например, сногсшибательный, сумасшедший, вечнозеленый и проч.).
- Явления перехода одной части речи в другую являются наиболее масштабными случаями переходности на уровне морфологии. Например: столовая вилка – школьная столовая, несмотря на промахи – не смотря под ноги, на счет в банке – поговорил насчет квартиры и проч.
- На синтаксическом уровне явления переходности проявляются в свойствах словосочетаний и предложений. Так, словосочетания с разными типами связи могу быть взаимозаменимы в определенном контексте (гороховый суп – суп из гороха).
Переходность в морфологии и синтаксисе
Переходность в морфологической системе русского языка связана с тем, что слова одной части речи способны приобретать грамматические признаки, характерные для другой части речи. Рассмотрим наиболее яркие примеры таких случаев перехода:
- Переход, основанный на субстантивации и связанный с приобретением атрибутивом свойств предметности. Например: На кровати лежал больной человек. – В пятой палате больной пошел на поправку. Присутствующие на собрании люди проголосовали против предложения председателя. – Присутствующие на собрании проголосовали против предложения.
- Переход, связанный с адъективацией, когда глагольные или именные части речи приобретают черты наречия: Ему неохота ехать. Они ели молча. Он шел по дороге не спеша.
- Переход, основанный на превращении самостоятельных частей речи в служебные. Например: Благодаря помощи директора сотруднику предоставили отпуск. – Благодаря человека за помощь, не ограничивайтесь сухим «спасибо». В продолжение недели дожди не прекратились. – В продолжении этого фильма снялся новый актер.
В синтаксисе возможен переход разного рода:
- На уровне словосочетаний: рисовая каша – каша из риса, посмотрел насмешливо – посмотрел с насмешкой, сарай из досок – дощатый сарай.
- На уровне предложений: Вчера встретил приятеля, давно исчезнувшего из виду (простое осложненное предложение). - Вчера встретил приятеля, который давно исчез из виду (сложноподчиненное предложение). Вчера потеплело: снег в подворотне растаял и превратился в грязно-серое месиво (бессоюзное сложное предложение). - Вчера потеплело, потому что снег в подворотне растаял и превратился в грязно-серое месиво (сложноподчиненное предложение).
- На уровне отношений между компонентами синтаксических единиц: Я просил их (о чем?) о помощи. – Я просил их (о чем?), чтобы они помогли.
Таким образом, явления переходности отражают изоморфизм строения языковой системы и выступают как одно из свойств языковой системы, нуждающееся в изучении в школьном курсе русского языка.