Понятие формы языка
Проблема исследования внутренней формы языка относится к разряду философских проблем языкознания. Она перекликается с более общей философской проблемой соотношения формы и содержания, и в то же время имеет специфику, связанную с особенностью языка как феномена, основанного на единстве формы и содержания.
Форма языка – это сложное понятие, которое не равно простой сумме компонентов: фонетических, грамматических, семантических.
Форма предстает как принцип формирования содержания, испытывающий его давление и одновременно оказывающий влияние на содержание.
Лингвисты, занимающиеся проблемой языковой формы, выделяют в ней внешнюю и внутреннюю стороны. Понять это можно, обратившись к строению языка как знаковой системы. Язык как знаковое образование имеет план выражения, который соотносится с внешней формой. Это то, как он репрезентирован в речи, его звуковое (артикуляционно-акустическое) и графическое оформление. План содержания языка устроен сложно, как знак знака, поскольку содержание слова, например, указывает не на сам предмет или понятие, а на значение, связанное с ними и опосредующее их в процессе мышления и познания.
Внутренняя форма языка представляет собой систему языковых стереотипов, которые используются в речевом акте для презентации внеязыкового содержания.
Внутренняя форма отличается информативной избыточностью, что позволяет ее реализовывать не только коммуникативную, но и гносеологическую функцию.
Будучи продуктом исторического развития языка, внутренняя форма создавалась в процессе длительного взаимодействия между языком, познавательной деятельностью общества и внеязыковой реальностью. В результате в языке аккумулировался и структурировался накопленный человечеством опыт познания действительности, который находит отражение в особенностях строения и функционирования языковой системы.
Поясним это на примере. Всякое новое слово, появляясь в языке, включается в его систему и приобретает те особенности, которые для нее характеры. Так, субстантивы включаются в парадигму склонения, глаголы – в видовые противопоставления. Эти свойства языковых единиц обусловлены с внутренней формой языка, то есть выработанным многовековой историей способом использования языковое единицы в соответствии с логикой языкового познания мира. Чтобы увидеть действие внутренней формы, необходимо отвлечься от конкретного лексического содержания единиц. Например, в известной фразе, выдуманной Л. В. Щербой, о «глокой куздре», в зауми футуристов, в лингвистических сказках Л. Петрушевский мы видим примеры реализации внутренней формы языка, которая представлена набором функциональным и структурных особенностей языковых единиц.
Внутренняя форма языка, образовываясь по общим законам, является индивидуальной для каждого языка, то обусловливает их качественное своеобразие, показывающее, как с помощью языковых процессов в данном обществе происходило познание и постижение реальности.
Внутренняя форма слова и внутренняя форма языка
Понятие внутренней формы языка связано с таким феноменом, как внутренняя форма слова. Основы его понимания были заложены в трудах А. А. Потебни. Он предполагал, что знаковая природа слова базируется на наличии некоторого элемента, опосредующего связь между мыслительными актами и акустическими звукокомплексами, которые мы воспринимает как слова. Процессу формирования значения слова предшествует развитие компонента, который отражает, как мыслительный процесс объективируется в содержании языкового знака. Этим компонентом, по мнению ученого, выступает внутренняя форма слова.
Внутренняя форма слова – это способ презентации в слове мыслительных операций, которые лежали в основе формирования его значения.
По мнению Потебни, основой познания мира через язык является его поэтическое, иначе образное, постижение. В качестве формы такого познания выступает образ, который становится содержание внутренней формы слова. Чем дальше расходятся в процессе познания образ и понятие, тем менее выражена в языке внутренняя форма слова. Однако первоначально, когда понятие еще не существует, внутренняя форма слова совпадает с его содержанием, что характерно для синкретического мифологического мышления.
Внутренняя форма слова связана с внутренней формой языка как частное с общим, поскольку с помощью внутренней формы языка выражается его содержание через всю совокупность сказанного и написанного.
Важность понятий внешней и внутренней форм, используемых для выражения внеязыкового содержания, обусловливает их роль в процессе овладения языком. Изучение языка представляет процесс постижения его формы, используемой для выражения нового содержания. При этом форма неотделима от содержания, поскольку создается и развивается для формирования новых смыслов.