Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Концепция языкового знака в трудах А.А. Потебни и Ф.Ф. Фортунатова

Концепция языкового знака в трудах А. А. Потебни

В отечественном языкознании глава Харьковской лингвистической школы, А. А. Потебня, одним из первых создал свое учение о знаковой природе слова. Хотя ученый не оставил специального труда, посвященного языковой семиотике, он исходил из понимания языка как системы знаков, в которой слово выступает как универсальное знаковое средство, обладающее сложным строением.

Признавая за языковым знаком коммуникативную функцию, Потебня акцентирует в нем такой аспект, как способность знака облегчать познание мира. Лингвист отмечает, что с помощью языкового знака человек «приближает» к себе означаемое, делает его более доступным и простым для изучения и позволяет оперировать уже не с самими предметами и явлениями действительности, а с их значениями.

Структура языкового знака, по А. А. Потебне, заключается в следующем:

  1. Мысль человека всегда опосредуется чувственными образами, связанными с процессом восприятия, однако эти чувственные образы не выражаются в языке непосредственно, между ними и языковым выражением существует промежуточное звено, основанное на восприятии и понимании объектов и явлений действительности. То есть словесные формы выражения мысли чувства суть знаки, в которых происходит связь между означающим и означаемым.
  2. Слово является результат объективации чувственных и мыслительных образов с помощью языковых средств, в его производстве участвуют разные структуры, образующие внешнюю и внутреннюю форму слова как языкового знака.
  3. Внешняя и внутренняя форма слова отождествляются с планом выражения и планом содержания. Специфика языкового словесного знака состоит в том, что в нем внутренняя форма (звуковая сторона) неразрывно связана с внутренней (содержанием знака). Это своего рода знак знака, поскольку внутренняя форма – это тоже знакового представления некоторого внеязыкового содержания.
  4. Внутренняя форма слова как знак содержит в себе один признак, связанный с его ближайшим значением. Например, внутренняя форма слова «черника» указывает на признак цвета. Поэтому внутреннюю форму нельзя отождествлять со значением слова, потому что оно формируется под влияние множества признаков. Следовательно, значение слова имеет иерархическую структуру, имеющую несколько семантических уровней – уровень ближайшего значения, связанный с внутренней формой, и уровень дальнейшего значения, которое формируется в результате углубления и развития наших представлений об объектах действительности, обозначаемых с помощью данного слова.
«Концепция языкового знака в трудах А.А. Потебни и Ф.Ф. Фортунатова» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, А. А. Потебня рассматривает слово как знак, выделяя в нем три стороны: внешнюю форму (звуковую, акустическую сторону, связанную с предметом мысли), внутреннюю форму, содержащую представление о признаке, положенном в основу ближайшего значения слова, а также значение, которое представляет собой подвижную семантическую структуру.

Языковой знак в концепции Ф. Ф. Фортунатова

Взгляды Ф. Ф. Фортунатова, принадлежавшего к Московской лингвистической школе, базируются на знаковом подходе к его пониманию. Фортунатов отмечал, что языковая система состоит из знаков разного рода: выделяются знаки с материальным значением (слова), а также знаки с формальным значением, которые употребляются вместе с материальными знаками и изменяют их значение. Например, словообразовательный аффикс «-чик» придает слову уменьшительно-ласкательную семантику: стул – стульчик, стакан – стаканчик и проч. Также ученый говорил о существовании знаков, способных образовывать формы слов без изменения их материального значения. Помимо данных знаков, Фортунатов выделял в языке и другие элементы, обладающие знаковой природой. В частности, он подчеркивал, что знаковую функцию может выполнять интонация, изменение тона, логического ударения, поскольку они социально значимы в коммуникации. Сюда же можно отнести и жесты, мимику, разного рода движения, имеющие коммуникативно-значимое содержание. В то же время Фортунатов отмечал, что предметом языкознания являются собственно языковые знаки, а не сопутствующие им невербальные компоненты коммуникации.

Основным признаком, подтверждающим знаковый характер языковых единиц, по Фортунатову, является то, что для носителя языка они выступаю заместителя неких внеязыковых объектов и явлений. Это относится и к акустической стороне языкового знака, потому что для говорящего и слушающего за звуковым комплексом стоит не само акустическое содержание, а тот объект, который обозначается с помощью данного набора звуков.

В основе связей между языковым знаком и внеязыковой действительностью лежат психические связи – по аналоги, смежности, на основе ассоциаций. При этом языковой знак не пассивен в отношении процессов мышления, а влияет на них, способствуя членению действительности, установлению связей и отношений меду ее явлениями, упорядочиванию картины мира. То есть языковой знак, помимо коммуникативной, выполняет и гносеологическую функцию, участвуя в познании.

Таким образом, идеи о сущности и функции языкового знака, озвученные в трудах А. А. Потебни и Ф. Ф. Фортунатова, предвосхитили современные представление о роли языковых знаков в мыслительной деятельности и создании языковой картины мира.

Дата последнего обновления статьи: 12.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot