1.Особенности речи дошкольников
Понятие «дошкольники» охватывает возрастной период развития детей от 3 до 7 лет. Данный период неоднороден, поэтому в нём можно выделить свои этапы:
- 3-4 года — младший дошкольный возраст.
- 4-5 лет — средний дошкольный возраст.
- 5-7 лет — старший дошкольный возраст.
Для каждого этапа характерны свои особенности речевого развития, которые систематизированы А.Н. Гвоздевым в работе «Вопросы изучения детской речи».
Рассмотрим более подробно, как протекает речевое развитие ребёнка в указанный период.
- Период с 3 до 4 лет: 1) фонетические особенности: активному усвоению артикуляционных законов родного языка сопутствует поиск правильных артикуляционных укладов, что ведёт к заменам при произнесении аффрикат, шипящих и вибранта [р], а также к перестановке звуков и слогов; 2) в области словообразования появляются суффиксы субъективной оценки (мамочка, стульчик); 3) происходит значительный количественно-качественный прирост словаря как субстантивного, так и глагольного; 4) в области грамматики в процессе речи усваиваются система родовых отношений, особенности склонения и согласования слов, при этом частотны случаи смешения окончаний существительных (с бабушком, с папом); 5) в синтаксисе появляются многословные предложения, происходит освоение сочинительных союзов, появляются первые сложные конструкции.
- Возраст 4-5 лет отличается тем, что: 1) в области фонетики происходит окончательное становление фонетической системы русского языка и овладение артикуляционным укладом практически всех звуков; 2) усвоение разнообразных словообразовательных моделей, период активного словотворчества, исследованный К.И. Чуковским в книге «От двух до пяти» («отпугивать пальто» — расстёгивать, «паукан» — паук и таракан, «намакаронился» — наелся макарон); 3) в области лексики ребёнку доступны парадигматические связи слов (синонимические, антонимические отношения), усвоение обобщающие слова; 4) наблюдаются аграмматизмы, связанные с неверным образованием родовых пар существительных и видовых глагольных, употреблением степеней сравнения, склонением числительных (пьяница (женщина) — пьяниц (мужчина), «набегиваться» (вместо «набегаться»), с двумямами тётями — с двумя и проч.); 5) синтаксис значительно усложняется, появляются разные типы сложных предложений, ребёнок активно пересказывает услышанные сказки, рассказы, может составить рассказ по иллюстрации, придумать сюжетную историю, описать предмет.
- Период 5-7 лет характеризуется почти полным становлением устной речи: дети овладевают артикуляционной базой родного языка, его словообразовательными возможностями, значительно расширяют словарный состав, понимают абстрактную и многозначную лексику, значение общеизвестных устойчивых выражений, лежащие в основе загадок метафорические уподобления и сравнения, практически полностью усваивают грамматические и синтаксические законы языка. В дальнейшем речь ребенка с началом обучения в школе приобретает письменную форму и всё больше усложняется в грамматическом и стилистическом планах.
Указанные особенности характерны для условно возрастной нормы и не касаются тех случаев, когда наблюдается отклонение в речевом развитии.
Влияние телевидения на речь дошкольников
Основными факторами становления нормальной речи в дошкольном возрасте являются:
- Межличностная коммуникация в семье.
- Бытовое общение.
- Коллектив дошкольного учреждения.
- Произведения устного народного творчества и художественной литературы.
- Телевидение, интернет.
Речь усваивается ребёнком по подражанию в процессе непосредственного контакта со взрослыми. Наблюдая за артикуляцией взрослого, особенностями употребления грамматических конструкций и лексем, ребёнок интуитивно усваивает систему родного языка. Уменьшение доли живого, непосредственного общения и замена его различными интерактивными формами (просмотр телепередач, мультфильмов, компьютерные игры) значительно ухудшает качество речи дошкольника.
Речевое развитие происходит в совместной деятельности родителей и ребёнка и опосредует её. Поэтому для успешного развития речи необходимо, чтобы дошкольник включился в деятельность (трудовую, игровую, познавательную, спортивную, творческую) под руководством взрослого, и чтобы эта деятельность сопровождалась речью, комментирующей производимые действия, раскрывающей их содержание и социальный смысл, а также стимулирующей ребёнка на ответные высказывания. Таким образом, развитие речи основано на диалоговом взаимодействии, которое не может предоставить телевидение.
Большинство исследователей детской речи склонны считать влиянием телевидения на процесс речевого развития негативным:
- Просмотр передач и мультфильмов не стимулирует ребёнка создавать собственные речевые высказывания и овладевать связной речью.
- Не все телевизионные программы имеют развивающую функцию. Большинство из них носят исключительно развлекательный характер и не дают ребёнку сведений о мире, природе, человеке и обществе, не обогащают его словарный запас, не формируют образцовое произношение. Более того, иноязычные имена, сюсюканье или неправильная речь персонажей может послужить причиной усвоения ненормативных артикуляционных укладов.
- Вытеснение живого общения с родителями делает интонационную сторону речи маловыразительной и бедной, речевое дыхание недостаточно плавным. Темп речи становится либо слишком медленным, либо ускоренным, смазанным и неразборчивым.
- Лишённый контакта с родителями, ребёнок не учится осмысливать содержание услышанного и увиденного по телевизору, не задаёт вопросы, в результате язык перестаёт быть средством познания мира.
- Замена чтения просмотром телевизора также отрицательно сказывается на речевом развитии, поскольку лишает ребёнка лучших образцов литературного языка. Исследования показывают, что отказ от чтения стихов в раннем возрасте не позволяет сформировать чувство ритма, необходимое и для правильного интонирования речи, и для письма.
Несмотря на обилие негативных моментов, связанных с влиянием телевидения на речевое развития дошкольников, совсем отказаться от него нельзя, поскольку мультимедийная среда стала частью жизни современного человека. Поэтому необходимо сочетать просмотр телепередач и мультфильмов с живым общением в семье, занятиями творчеством и чтением книг. Нужно смотреть телевизионный контент вместе с ребёнком, обязательно обсуждать увиденное, побуждая его делиться собственными впечатлениями и мыслями. Необходимо также помнить о вреде длительного нахождения перед телевизором для зрения, осанки, нервной системы ребёнка и ограничивать просмотр до 20 минут в день.