Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Влияние СМИ на состояние речевой культуры

Культура речи и язык СМИ

Определение 1

Под культурой речи понимают раздел лингвистики, изучающий проблемы следования языковым нормам и этическим правилам речевого взаимодействия в коммуникативной практике.

Речевая культура входит в общую культуру индивида и определяет уровень коммуникативной культуры общества в целом. Отражением речевой культуры социума служит не только повседневная речь в бытовом общении, но и язык средств массовой информации: периодики, радио, телевидения, интернета.

Основными особенностями, которым должен соответствовать язык СМИ, признаются следующие:

  1. Речь СМИ — публичная сфера общения, поэтому в ней должны соблюдаться нормы литературного языка, а также иные коммуникативные качества, обеспечивающие эффективность речевого взаимодействия (чистота, точность словоупотребления, логичность, ясность и проч.).
  2. Поскольку язык СМИ признаётся эталонным образцом для большинства его носителей, отношение к отступлению от норм произношения, ударения, грамматики более негативное, чем в бытовом общении. Если в разговорной практике говорящий может позволить себе и (или) собеседнику нестрогое соблюдение норм, то к языку СМИ предъявляются более высокие требования, исключающие вариативность.
  3. Повышены требования и в области этики коммуникации. Так, коммуниканты не допускают использования в речи СМИ вульгарно-просторечных слов, жаргонизмов, мата, слов и выражений, относящихся к «языку вражды» и являющихся унизительными, оскорбительными для какой-либо группы по национальному, религиозному или иному признаку. От статей в периодике и интернете, от выступлений на телевидении ожидают гармонизации общения, снижения градуса общественной напряжённости и уменьшения речевой агрессии.
  4. В содержательном плане от языка СМИ требуют достоверности, краткости, простоты и ясности изложения материала, с одной стороны, а с другой — сенсационности, злободневности, занимательности. В связи с этим информация, предоставляемая СМИ, отличается как оперативностью и новизной, так и разнообразием тем (политика, экономика, спорт, культура, искусства, техника, медицина и подобное). Увеличение объема передаваемой информации не всегда положительно влияет на её качество и языковое оформление: возникают многочисленные фактические и речевые ошибки.

По наблюдениям лингвистов и специалистов по информационной культуре, в языке СМИ на сегодняшний день проявляются две тенденции: стремление к совершенствованию уровня речевой культуры, соответствию требованиям книжного стиля и литературной нормы и в то же время отступление от данных требований с целью привлечь молодёжную аудиторию, эпатировать слушателей / читателей, создать развлекательный контент без ориентации на воспитательную и просветительскую функцию СМИ.

Негативным следствием последней тенденции является снижение уровня речевой культуры представителей средств массовой информации — дикторов, ведущих радио- и телевизионных программ, корреспондентов, журналистов, блогеров.

Влияние СМИ на состояние речевой культуры

Отрицательное влияние СМИ на языковую культуру общества проявляется прежде всего в том, что современные СМИ допускают многочисленные нарушения языковых норм. Среди типичных ошибок, которые появляются на телевидении и радио в устной речи, можно выделить:

  1. Акцентологические (в постановке ударения): обеспечЕние (вместо «обеспЕчение), мИзерный (вместо «мизЕрный»), начАлся (вместо «началсЯ») и другие.
  2. Орфоэпические (произносительные): многочисленные случаи эпинтезы, то есть вставки звуков: грейпфру[к]т (вместо «грейпфрут»), дерма[н]тиновый (вместо «дерматиновый»); неверное произношение сочетания ЧН в отчествах: Ильини[ч'н]а (вместо Ильини[шн]а), в слове ску[ч'н]ый (вместо ску[шн]ый) и т. д. С повышением темпа речи усилилась редукция гласных в безударном положении, возросла нечёткость артикуляции. В речи дикторов появились слова-паразиты, нефонологические элементы «э-э» или «а-а», заполняющие речевые паузы.
  3. Морфологические ошибки в склонении имён числительных, образовании сравнительной степени: более двухста пятидесяти членов делегации, переживал это более острее.
  4. Неточное словоупотребление, языковая избыточность (плеоназм): мировая глобализация, городская мэрия.
  5. Употребление жаргонизмов, канцеляризмов, проникших в СМИ из речи представителей силовых ведомств, экономистов: коммунальщики ликвидировали несанкционированную свалку бытовых отходов, уровень ВВП достиг максимума, а темпы роста экономики возросли.
«Влияние СМИ на состояние речевой культуры» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Причины этих ошибок кроются не только в слабой подготовке специалистов в области информационной культуры, но и в возросшем потоке информации, на качественный анализ и переработку которой зачастую не хватает времени.

Среди тенденций, определяющих влияние СМИ на уровень речевой культуры общества, можно назвать и положительные:

  1. Язык СМИ (преимущественно федеральных), несмотря на многие недостатки, по-прежнему остаётся эталонным в области языковой нормы. Особенно это касается новостных телепередач, информационно-аналитических статей в печатных и электронных СМИ. Как правило, тексты таких СМИ проходят процедуру литературного редактирования, проверку корректором, что повышает их качество.
  2. Образовательные СМИ расширяют словарный запас своего адресата, сообщают ему разнообразные сведения о мире, учат сопоставлять и анализировать факты. Широкое распространение получили радио-и телевизионные программы, посвящённые русскому языку и культуре речевого поведения, в которых слушателей и зрителей знакомят с нормами языка, этимологией, актуальными вопросами речевой практики.
  3. СМИ, фиксируя современное состояние языка, демонстрируют живые тенденции в общении и речевой практике, помогая избавляться от устаревших правил и норм, обновлять коммуникативное пространство. Так, демократизация языка общения, избавление его от советского канцелярита и цензуры стали возможны в современной России под влиянием языка СМИ.

Влияние языка СМИ на уровень речевой культуры социума неоднозначно и требует пристального внимания и контроля как со стороны самого информационного сообщества, так и со стороны лингвистов, специалистов-филологов и рядовых носителей языка.

Дата последнего обновления статьи: 16.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot