Виртуальное жанроведение как отрасль лингвистики
В настоящее время многие коммуникативные практики осуществляются в Интернете, под влиянием их функционирования складывается особая коммуникативная среда. Область бытования коммуникативной седы – пространство виртуального общения, которое оказывает все большее влияние на узус и, следовательно, на отрасли лингвистики, которые занимаются изучением речевой практики. Зарождается новое направление исследований – лингвистика Интернета, в рамках которого исследуются специфические коммуникативные и речевые особенности текстов, порожденных виртуальным общением.
Коммуникативное пространство Интернета активно формирует новые жанры коммуникации, стимулируя развитие жанроведения в целом. Все это привело к появлению виртуального жанроведения, нацеленного на изучение специфики, типологии и коммуникативно-речевых особенностей интернет-жанров.
В лингвистике существует определенный трудности, связанные с определением понятия «виртуальный жанр» и его изучением:
- Среди исследователей нет единого подхода к использованию единого термина, поэтому в разных работах, посвященных изучению интернет-жанров, используются термины и терминологические сочетания, изобретенные авторами. Например: виртуальный жанр – сетевой жанр – интернет-жанр – цифровой жанр и проч.
- Существует также проблема, связанная с определением виртуального жанра и его описанием как определенного жанрового единства.
- Возникает вопрос о соотношении традиционных жанров и жанров интернет-коммуникации, а также развитии в Интернете традиционных жанров естественной коммуникации.
- Идет поиск критериев, на основании которых можно осуществить классификацию виртуальных жанров.
- Вычленяются новые, ранее неизвестные интернет-жанры и происходит их научно-исследовательское описание.
Различные исследователи вкладывают в понятие «виртуальный жанр» разное содержание, однако общим в определениях виртуального жанра является подход, при котором он понимается как обобщенно-типовая форма организации речевой деятельности, связанная с определенным каналом речевой коммуникации.
Типология, свойства и уровни функционирования виртуальных жанров
В зависимости от типа дискурсивной практик, в рамках которой функционирует тот или иной виртуальный жанр, можно выделить разные его типы:
- Интернет-жанры политического дискурса, к которым относят политические форумы и блоги.
- Интернет-жанры правового дискурса, например, электронные правовые веб-сервисы.
- Виртуальные жанры рекламного дискурса: разного рода рекламные сообщения (контекстные, всплывающие), рекламные баннеры, а также спам-рассылка.
- Жанры делового виртуального дискурса, например, деловая переписка, сайты интернет-магазинов.
- Жанры официально-делового дискурса (например, сервисы электронного правительства).
- Виртуальные жанры педагогического дискурса: образовательные порталы, сайты-конструкторы учебных программ и дидактических заданий и проч.
- Интернет-жанры массовой коммуникации (электронная периодика, посты в социальных сетях).
Общие свойства, выделяемые у жанров виртуальной коммуникации, определяются следующим образом:
- Бытование в виртуальной седее, следовательно, наличие опосредованных каналов передачи информации и осуществления информационного обмена.
- Гибридность жанров, их поликодовая природа, сочетающая вербальные и иконические элементы для выражения смысла.
- Гипертекстовая структура сообщений, предполагающих нелинейный принцип организации текстовых сообщений и иной информации.
- Интерактивность, предполагающая активное вовлечение пользователя в конструирование и пересоздание виртуального текста посредством комментирования, отзывов и проч.
Наряду с перечисленными особенностями интернет-жанров можно говорить о формировании жанровой системы виртуальной коммуникации, которая характеризуется сложным составом, динамизмом и многоаспектным характером. В соответствии с техническим параметрами, а также временными особенностями коммуникации и характером адресата выделяются три уровня существования интернет-жанров:
- Уровень макроструктуры, в который входят гипержанры как относительно устойчивые, массовые и регламентированные формы коммуникации. Сюда можно отнести сайты, веб-страницы, социальные сети и электронные платформы.
- Основная часть интернет-коммуникации представлена собственно жанрами, к которым относят виртуальную переписку, рекламные сообщения, рассылку, тексты чат-ботов и проч.
- В рамках интернет-жанров формируются более мелкие и несамостоятельные единицы, которые можно назвать субжанрами (например, субжанр комментария).
Описание и типология виртуальных жанров требуют от исследователя новых критериев их выделения, основанных на специфических признаках интернет-коммуникации. Это предполагает пересмотр традиционной структуры речевых жанров и внесение в них дополнительных параметров, соответствующих особенностям интернет-дискурса.