Условные обозначения ошибок в письменной речи как инструмент обучения
Проверка письменных работ учащихся учителем русского языка является частью систематической работы по диагностике и коррекции уровня сформированности правописных и речевых умений. Однако не всегда результаты этой проверки ученик может использовать как инструменты для совершенствования своей речевой деятельности, поскольку обозначения типов ошибок для него остаются неясными (как и сама типология ошибок), а в проверке его интересует в основном результат в виде отметки.
Чтобы превратить результаты проверки письменных работ учащихся в действенные механизмы коррекции ошибок, необходимо разработать систему маркировки ошибок, которая была бы понятна ученику, выполняла обучающую функцию и организовывала бы самостоятельную работу по исправлению ошибок.
Условные обозначения ошибок на письме - это методический прием, используемый учителем для систематизации типов ошибок, допущенных учащимся, и стимулирования самостоятельной проработки этих ошибок в соответствии с имеющимися у учеников представлениями о маркировке ошибок на определенные виды орфограмм (или пунктограмм).
На практике систему условного обозначения ошибок как методического средства коррекции ошибочного написания использовала М. Ганькина (опыт описан в ее книге «Грамматическая аптечка»). Суть метода базируется на нескольких принципах:
- В процессе изучения орфограмм учащиеся под руководством учителя составляют список орфограмм, которые могут быть обозначены условными символами (например, буквенно-цифровыми индексами, разными цветами и проч.).
- При проверке работы учитель не просто отмечает место ошибки, но и указывает ее тип в соответствии с принятым буквенно-цифровым обозначением.
- После получения проверенной работы ученик находит в перечне орфограмм индекс своей ошибки, повторяет правило, выполняет работу над ошибками в соответствии с планом, предложенным учителем или сформулированным для всего класса. Например, задания для работы над ошибками могут включать следующие типы учебных действий: записать слово, обозначить графически условия выбора орфограммы, подобрать и записать еще пять слов на данное правило, составить со словом, в котором допущена ошибка, предложение или небольшой текст, составить текст или словарный диктант со словами на данную орфограмму.
Условное обозначение ошибок в системе других приемов коррекции речевых недочетов
Предложенный способ использования условных обозначений ошибок как приема, способствующего организации работы над ошибками и повышения культуры письменной речи, может быть дополнен различными приемами:
- Коллективный анализ типов ошибок, допущенных в диктантах, изложениях, сочинениях, с присвоением им соответствующей маркировки.
- Работа с текстами, в которых содержатся разные типы ошибок, направленная на их нахождение, маркировку, исправление и объяснение.
- Использование маркировки ошибок для обозначения орфограмм (пунктограмм), которые встречаются в текстах упражнений учебника, рабочей тетради, иных дидактических материалов.
- Маркировка ошибки без ее исправления для самостоятельного нахождения учеником ошибки в письменной работе.
- Комментированный диктант, в котором вместо объяснения орфограмм и пунктограмм используются маркировки ошибок, которые могут быть допущены во время написания текста.
- Подбор примеров из собственных письменных работ учащихся под условные обозначения ошибок, предложенные учителем. Это предполагает самостоятельную маркировку учениками допущенных в тексте ошибок, которые предварительно найдены и исправлены учителем.
Помимо орфографических и пунктуационных ошибок маркировке можно подвергнуть любые виды ошибок – от грамматических до речевых. Это эффективно в работе со старшеклассниками, которые готовятся к государственной итоговой аттестации и обучаются опознавать и исправлять ошибки в области ударения, формообразования, употребления слов и построения предложений. Использование маркировки при изучении лексических и грамматических ошибок существенно облегчает процесс запоминания типологии ошибок, помогает быстрее ориентироваться в нормативном и ненормативном словоупотреблении, а также самостоятельно оценивать степень своего продвижения в изучении темы.
Таким образом, такой формат работы над ошибочными написаниями как условные обозначения ошибок является более продуктивным, поскольку приучает школьников сознательно относиться к исправлению ошибок, тренирует зрительную память, развивает орфографическую зоркость и навыки самоконтроля в процессе письма. Кроме этого, использование системы условных обозначений ошибок помогает преодолеть механической подход к заучиванию правил, формируя прочные знания в области орфографических норм.