Сущность понятия «урок»
Являясь ведущей формой организации учебной деятельности, урок становится центральным объектом изучения в теории обучения и в частных методиках. Специалистов интересует его развивающий потенциал, способы мотивации детей и стимулирования их творческой и познавательной активности, а также совершенствованием методов и приемов деятельности. В последнее время методисты также уделяют внимание таким вопросам, как применение на уроках телекоммуникационных средств, внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих технологий и приемов системно-деятельностной педагогики.
Урок представляет собой специально организованное учебное занятие, осуществляемое в соответствии с планом и графиком учебного процесса, в ходе которого в рамках совместной деятельности педагога и учеников происходит открытие нового знания, усвоение новых способов деятельности, а также личностное развитие учеников.
Обычно урок характеризуется рядом признаков:
- Наличием цели и задач, которые ставит перед классом педагог.
- Соответствием содержания учебной программе по предмету.
- Постоянством состава участников.
- Систематичностью: урок готовится и проводится не изолированно, а с учетом предшествующих и последующих уроков, их содержания и логики.
- Новизной и актуальностью содержания.
- Деятельностным принципом организации участников.
- Определенной структурой и последовательностью чередования этапов.
- Специально отобранными технологиями, а также методами и приемами организации деятельности учеников.
Традиционный урок в настоящее время заменяется концепцией образовательного события, которое становится центральным понятием педагогики будущего. Образовательное событие – специальным образом выстроенная учебная ситуация, носящая нестандартный, яркий и запоминающийся характер. Образовательное событие позволяет вовлечь в учебный процесс каждого участника, выдвинуть на первый план мотивацию, личную заинтересованность, творческий потенциал ребенка, помочь ему адаптироваться к школьным требованиям и выстроить индивидуальную траекторию усвоения учебной темы.
Типы уроков русского языка
Уроки русского языка в соответствии с принципами системно-деятельностной педагогики подразделяются на уроки:
- Открытия нового знания. Цель таких учебных занятий – в ходе специально организованной деятельности подвести учеников к открытию новых знаний в области грамматики или правописания. Акцент делается не на усвоении готовых форм, а на выработке стратегии самостоятельного получения знаний. Задача педагога на таком уроке – помочь детям найти путь усвоения темы в ходе совместной деятельности.
- Формирования практических навыков. Здесь ученики учатся использовать полученные ими знания в различных ситуациях, которые носят практико-ориентированный характер. В соответствии с представлениями о поэтапном формировании деятельности, педагог организует работу учеников так, чтобы они получили возможность освоить какие-либо операции, автоматизировать их и превратить в навык. Ценным является ориентация на практическое применение полученных знаний, а также ориентация на совместную работу, позволяющая развить коммуникативные навыки, привить привычку командной работы, сформировать чувство ответственности и стимулировать активность детей.
- Обобщения и систематизации. На этих занятиях происходит повторение изученного, причем акцент делается на практическое применение полученного опыта. Дети должны продемонстрировать умение использовать свои знания для решения как типовых, так и нестандартных задач, систематизировать и обобщать материал, находить связи и устанавливать закономерности между изучаемыми явлениями.
- Контроля. Эти занятия направлены на проверку того, как сформировались у учеников необходимые предметные компетенции. Помимо собственно контролирующей функции, такие уроки решают и другие задачи: дают общее представление об успехах класса и индивидуальном продвижении каждого ученика, стимулируют учеников более ответственно подходить к самообразованию и самоподготовке, дают им возможность получить объективную оценку знаний и на ее основе провести самооценку уровня подготовки.
Помимо этих разновидностей выделяются также уроки речевого развития, в ходе которых происходит целенаправленная работа, связанная с совершенствованием устной и письменной речи учеников. К ним относятся устные журналы, уроки устных сочинений, уроки обучающих сочинений по картинам русских художников, по личным впечатлениям, на основе наблюдений и так далее. Также практикуются уроки обучающих изложений. Содержанием учебных программ предусмотрены и такие занятия, на которых дети знакомятся с основами стилистики, комплексного анализа текста.
Нестандартные уроки русского языка
Повысить интерес к предмету и разнообразить учебный процесс помогают нестандартные виды учебных занятий:
- Уроки в игровой форме: деловая игра, брейн-ринг, КВН, командные состязания, «Орфографические дуэли» и проч.
- Уроки-семинары, круглые столы или конференции, в ходе которых ученики обмениваются собственными изысканиями по теме.
- Уроки-путешествия и экскурсии, в том числе виртуальные. Это могут быть «путешествия» по страницам словаря, в прошлое слов и крылатых выражений, в страну Орфографию и др.
- Уроки-зачеты, на которых ученики демонстрируют знание теории и практики.
Любой урок, в какой бы форме он ни проводился, должен отвечать всем педагогическим требованиям и иметь познавательную и практическую ценность для учеников.