Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Игровые технологии на уроках русского языка

Определение 1

Игровые технологии – это способы организации обучения посредством использования различных видов игр, ориентированных на повышение учебной мотивации и развитие познавательной заинтересованности учащихся.

Игровые технологии могут быть использованы на всех этапах обучения и в познании различных дисциплин. Уроки русского языка – не исключение. На этапе начального школьного обучения, а также в средней школе игровые технологии применяются на уроках русского языка для активизации познавательного интереса, создания условий для самовыражения и самореализации учащихся, повышения качества речи учащихся, наполнение ее выразительными средствами, снизить сложность материала для усвоения его учащимися.

Разновидности игровой деятельности на уроках русского языка

Применение игровых технологий на уроках русского языка может быть представлено в следующих видах игр:

  • Ролевые игры на уроках.
  • Игровые задания разного типа.
  • Проведение уроков – соревнований и уроков конкурсов, ориентированных на закрепление и контроль знаний учащихся.
  • Проведение уроков-путешествий. Они направлены на знакомство с историей языка и погружение учащихся в его культурные традиции.
  • Применение стандартных заданий урока в игровой форме организации занятия.
  • Включение игр разного характера: дидактические, сюжетно-ролевые в разные этапы урока для реализации их целей и задач.
  • Игровая внеклассная работа по темам русского языка.

Игры стимулируют работу высших психических функций, что положительно сказывается на мыслительной деятельности и развивает познавательную активность учащихся.

Игры могут быть применены в качестве средства мотивации учащихся к познанию новой темы или способа активизации, имеющихся знаний по данной дисциплине. К примеру, на организационном этапе урока используются различные игровые упражнения, позволяющие привлечь внимание учащихся к предмету, к конкретной теме урока. Это могут быть задания на поиск слов, выполнение каких-то действий учащимися, чье имя начинается на конкретную букву алфавита и др.

« Игровые технологии на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

На основном этапе занятия используются задания, ориентированные на развитие психических процессов и отработку различных навыков по предмету: орфографии, синтаксиса, построения грамматических конструкций, лексико-фразеологические игры, пунктуации и т.д.

В заключительной части занятия используются игровые задания, направленные на тренировку усвоенного материала, закрепление знаний и навыков по конкретной теме урока. Задания могут быть представлены в ярком виде, чтобы привлечь внимание учащихся. Например, использование карточек разной формы и цветов, помещение заданий в красочные конверты и т. д.

Использование игр-соревнований на уроках русского языка

Все игры-соревнования носят дидактический характер. Это предполагает наличие у игры правил, которые необходимо соблюдать, и их ориентацию на мыслительную активность учащихся.

В таких играх содержится и соревновательный компонент, активизирующий соревновательный дух учащихся, что заставляет их проявлять активность в познании, изучении разных сторон языка, запоминании учебной информации и ее воспроизведении.

При организации игр-соревнований происходит:

  1. Разделение учащихся на команды.
  2. Проведение инструктажа, включающего знакомство с правилами игры и целями, которых необходимо достичь по ходу игрового действия.
  3. Выбор заданий, соответствующих конкретной теме, а также, разного уровня сложности.
  4. Осуществление контроля за ходом игрового процесса, соблюдением правил.
  5. Анализ и оценка итогов игры.

На уроках русского языка могут быть использованы следующие разновидности игр-соревнований:

  • Игра «Поиск пары». Она предполагает соединение слов из частей, частей предложений. Выигрывает та команда, которая составит большее количество слов или предложений;
  • Игра «Эстафета». Она может быть использована в познании глаголов, существительных, прилагательных и иных частей речи. Учащиеся делятся на команды. Каждая команда получает карточки, на которых написаны слова – глаголы, существительные, прилагательные. Карточки берутся поочередно. Каждый учащийся объясняет следующему игроку слово, которое у него на карточке, без использования слов: демонстрация эмоций, мимические жесты, выполнение движений руками, написание слова в воздухе и т.д. После отгадывания эстафета переходит к следующему игроку. Выигрывает команда, отгадавшая большее количество слов;
  • Игра «Составь предложение». Она предполагает составление предложений из слов, представленных на карточках на конкретную тему. Предложения составляются каждым учащимся и выигрывает команда, составившая большее количество предложений.

Использование деловых игр на уроках русского языка

Деловые игры предполагают создание на уроке ситуаций, приближенных к реальности. Они опираются на методы моделирования и содержат в себе компонент соревнования.

На уроках русского языка деловые игры могут быть включены в отдельные этапы занятия для достижения конкретных целей, актуализации знаний учащихся и отработку правил русского языка.

Отличительными чертами таких игр является обязательное наличие правила русского языка, которое обыгрывается через моделирование той или иной ситуации.

Разновидностями деловых игр, используемых в обучении русскому языку, являются:

  • Игра «Аукцион». Она предполагает озвучивание конкретного правила русского языка педагогом и написание слов, отвечающих данному правилу.
  • Игра «Значение слов». Она предполагает расшифровку учащимися значений конкретных слов.
  • Игра «Сбор предложения». Она основана на составлении предложений из разбросанных слов по определенному правилу.

Игры обладают большим образовательным потенциалом, помогая педагогу сделать изучение русского языка интересным и продуктивным процессом. Игры устраняют напряжение учащихся в познании непростой грамматики языка и при тренировке усвоенных языковых навыков.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot