Теория интуитивной грамотности в обучении русскому языку в школе
Проблема формирования грамотности в процессе обучения русскому языку в школе предстает как одна из актуальных в современной методике языкового образования. Речевая практика показывает стремительное падение культуры письменной речи, а также низкую мотивацию участников письменной коммуникации к соблюдению орфографических норм в высказываниях. Очевидно, что решение этой проблемы кроется в изменении принципов и подходов к формированию грамотности на этапе развития орфографических навыков.
Теория интуитивной грамотности как методологическая основа новых принципов методики орфографии базируется на концепции интуитивной грамотности, предстающей как особая форма проявления языкового сознания личности в процессе решения коммуникативных задач.
Интуитивная грамотность трактуется как феномен психолингвистической природы, формирующийся на стыке языкового сознания, языкового чутья и языковой памяти и проявляющийся в наличии у пишущего орфографического чутья.
Психофизиологическая природа интуитивной грамотности до сих пор не выявлена, однако исследователи отмечают, что общий уровень языкового развития личности влияет на формирование языкового чутья как предпосылки становления осознанного способа использования языковых норм. Это проявляется, например, в том, что учащийся опирается в процессе письма не на конкретные правила, а на понимание устройства слова, наблюдения за формами его словоизменения. Так, нормы правописания безударных падежных окончаний могут быть выведены путем наблюдения за особенностями правописания существительных с ударной системой окончаний.
К условиям формирования интуитивной грамотности можно отнести следующие факторы:
- Развития устная речь, довольно широкий словарный запас, дающий возможность ученику соотносить семантику и состав слов.
- Привычка к систематическому чтению, хорошая зрительная память.
- Развитый фонематический слух, умение соотносить звуковой строй слова с его письменной формой.
- Сформированный грамматический строй речи и навыки формообразования и словоизменения.
- Устойчивые двигательные стереотипы письма, исключающие явления дисграфии.
Очевидно, что интуитивная грамотность базируется на психофизиологических механизмах, отвечающих за речевые, двигательные, зрительные и слуховые стереотипы, закрепляющие в сознании ученика образ верного написания слова. Интуитивная грамотность также связана с навыками экстраполяции языковых феноменов на основе системного чутья языка. Так, ребенок выбирает написание суффикса «ость» в ряде слов на основании того, что ему уже знаком орфографический облик этой морфемы и ее значение по таким единицам, как «нежность» «вечность» и проч.
Приемы работы по формированию интуитивной грамотности школьников
Интуитивная грамотность не имеет ничего общего, как считают ошибочно многие учителя, с неосознанным воспроизведением зрительных образов слов. Наоборот, она формируется под влиянием работы над умением наблюдать за языковой оболочкой слова, анализировать его значение и состав, определять его место в системе уже имеющихся языковых представлений. Особая роль в формировании интуитивной грамотности отводится функциональному чтению как виду деятельности, связанному с применением текстовой информации для реализации практических задач коммуникации.
Интуитивная грамотность развивается на уроках русского языка и литературы поэтапно с использованием различных упражнений и приемов:
- Прием «позитивного якорения», который связывает изучаемый языковой факт с положительными эмоциями, имеющими личностную значимость. Это могут быть рисунки, созданные учениками, образы из любимых книг или фильмов, а также позитивные виды деятельности на уроке (например, творческие задания, игры).
- Прием «спеллинг», основанный на реализации стратегии письма через запоминание текста. Например, учащимся предлагаются короткие предложения, которые они должны запомнить, проговорить вслух, а затем воспроизвести по памяти.
- Прием «корректурной пробы», кода учащимся предлагается подчеркнуть в словах только определенную букву, закрасить в словах только окончания (или корни).
- Прием «перестановки букв», когда трудные для написания слова намеренно искажаются путем перестановки букв, и ученик должен восстановить изначальный облик слова.
- Прием «орфографический минимум», когда каждый ученик за урок запоминает написание нескольких слов, а затем воспроизводит их по памяти.
- Прием «комментированное письмо», когда учащиеся записывают текст, объясняя все возможные ошибки, которые можно допустить при его написании.
Система упражнений по развитию орфографического чутья и интуитивной грамотности может дополняться другими упражнениями из арсенала заданий школьного учебника, адаптированных под задачи развития орфографической зоркости или умений анализировать графический облик слова.
Опираясь на психофизиологические механизмы усвоения норм правописания, теория интуитивной грамотности является источником совершенствования правописной практики учащихся.