Технология укрупнения дидактических единиц на уроках русского языка
Современное образование предполагает сочетание разных подходов к подаче языкового материала, которые способствуют реализации здоровоьесберегающих принципов обучения. Наряду с уже ставшими традиционными игровыми и телекоммуникационными технологиями в учебном процессе активно применяются технологии укрупнения дидактических единиц. Они помогают школьникам устанавливать связи между разными языковыми явлениями и осваивать материал в виде учебных модулей, объединяющих несколько близких тем.
Технология укрупнения дидактических единиц применительно к преподаванию русского языка означает организацию обучения на основе блочно-модульного принципа с объединением и параллельным изучением нескольких тем (разделов).
Укрупнение учебных единиц на уроках русского языка базируется на ряде принципов:
- Объединение тем возможно в силу системного строения языка, позволяющего изучать языковые явления и их связи на основе общих принципов функционирования. К примеру, изучение частей речи базируется на тождественной схеме, касающейся значения, морфологических признаков, синтаксической реализации. В более общем аспекте изучение любого языкового явления предполагает структурно-функциональный принцип: на уроке рассматривается строение и значением единицы, а затем ее языковые и речевые функции.
- Изоморфизм языковых уровней предполагает установление связей между ними на основе анализа их структуры и связей. Так, слово изоморфно предложению. Подобно коммуникативной единице синтаксиса, которая имеет грамматический центр и периферию, слово обладает «ядром» (семантическим центром), вокруг которого группируются морфемы.
- Использование принципов блочно-модульной подачи материала: темы объединяются в модули на основании сходства, а также общности целей и задач обучения на данном этапе.
- Ориентация на различные формы визуализации при подаче материала, позволяющие лучше запомнить, структурировать, систематизировать материал.
- Применение словесно-логических схем, матриц, таблиц, которые привносят в процесс изучения единообразие принципов подачи и способов освоения материала.
Приемы и техники укрупнения дидактического материала в преподавании русского языка
Рассмотрим некоторые приемы обучения, которые позволяют реализовывать принцип укрупнения дидактического материала:
- Блочно-модульный принцип обучения. Суть этой технологии заключается в том, что ряд тем, относящихся к смежной группе языковых явлений, изучается совместно в виде более крупного блока (модуля). Например, в старших классах при повторении орфографических тем работа может быть организована на основе блочно-модульного принципа «Орфограммы в значимых частях слов». Модуль делится на более мелкие единицы, касающиеся разных аспектов темы: написание приставок, корней, суффиксов, окончаний.
- Использование словесно-логического моделирования и схем, которые помогают представить информацию в максимально сжатом, обобщенном виде. К примеру, при изучении синтаксиса простого предложения может быть оставлена схема (денотатный граф), которая охватывает все аспекты, с ней связанные: грамматическая основа, включая морфологические способы ее выражения, типология предложений по строению основы, второстепенные члены, виды осложнений и проч.
- Изучение темы на основе матрицы. Матрица представляет собой таблицу, имеющую универсальные графы (например, «Элемент», «Значение», «Признаки», «Функции»). Под универсальные матрицы подходят любые языковые явления: части слова, части речи, члены предложения, виды сложных предложений и проч.
- Использование приемов самостоятельного обучения. К примеру, составление конспектов, планов, тезисов к какому-либо теоретическому материалу.
- Использование чек-листа на уроках. Представляя собой форму контроля учебных достижений, чек-лист содержит все аспекты пройденного материала, помогая ученику систематизировать знания и заранее ориентируя его на определенный круг учебных задач.
- Составление ментальных кат, понятийных кластеров, помогающих объединить изучаемые явления в единое целое, а также связать между собой различные разделы языкознания. Так, при изучении морфемики необходимо установить связь с разделами правописания, а при изучении частей речи - с синтаксисом.
- Использование нестандартных, творческих заданий, стимулирующих интеллектуальную деятельность. Например, учитель предлагает детям представить весь курс русского языка за год в виде схемы, умещающейся на одной странице. Другой вариант задания – рассказать о причастии (глаголе) с помощью трех предложений. Такие задания ориентируют школьников на выделение главной, существенной информации, развивают умения систематизировать и обобщать сведения, правильно расставлять смысловые акценты на изучаемых явлениях.
Таким образом, технология укрупнения дидактических единиц на уроках русского языка является эффективным средством развития языковых способностей и навыков.