Техника «фишбоун» как педагогический инструмент
Современное образование стремится к формированию универсальных компетенций, которые бы позволили ученику в будущем осуществлять различные виды деятельности, используя общие алгоритмы обработки информации. Поэтому учителю русского языка необходимо формировать компетенции, отвечающие за умение работать с информацией любого типа, вычленять из нее главное и второстепенное, структурировать полученные данные и использовать их в дальнейшем обучении.
Существующие приемы и технологии, применяемые на уроке русского языка, не способны сформировать эти компетенции в полной мере, поэтому педагогу необходимы новые инструменты развивающего обучения. К одним из таких инновационных приемов относится техника «фишбоун», которая носит междисциплинарный характер и может использоваться на уроках по любым предметам.
Фишбоун – английский термин, буквальный перевод которого – «рыбий скелет». Это педагогический прием, позволяющий визуализировать информацию и одновременно выделить в ней существенные признаки.
Техника «фишбоун» применяется также как инструмент решения проблемных ситуаций, поскольку она позволяет проанализировать сущность проблемы, фактическую сторону ситуации, причины, лежащие в ее основе, и сделать выводы.
«Фишбоун» представляет собой графическое изображение рыбьего скелета, в котором обязательными компонентами являются:
- Голова (изображается в форме треугольника): эта часть рисунка соответствует проблемной ситуации. При ее обсуждении сущность учебной проблемы формулируется и записывается в этом элементе рисунка.
- Туловище в виде двух рядов костей – верхних и нижних. Верхний ряд содержит причины, лежащие в основе проблемной ситуации, нижний ряд – факты, касающиеся ситуации. Чем больше причин и фактов, тем больше «косточек» в скелете. При этом каждой причине соответствует свой факт и наоборот.
- Хвост (изображается в виде треугольника): здесь содержится вывод, который должны получить ученики в ходе обсуждения и решения проблемной задачи.
Техника «фишбоун» помогает не только визуализировать информацию, но и помогает ученикам проанализировать проблему, установить причинно-следственные связи и самостоятельно выработать алгоритмы действий в той или иной учебой ситуации.
Техника «фишбоун» как прием языкового обучения
Рассмотрим применение техники «фишбоун» на уроках русского языка. Прием можно использовать в следующих учебных ситуациях:
- При обобщении учебной информации, структурировании материала для его лучшего запоминания.
- Как средство организации проблемно-поисковой деятельности при решении учебных задач.
- В качестве схематического опорного конспекта к теме.
- В качестве домашнего задания для закрепления материала, изученного на уроке.
Темы, к которым применяется прием, разнообразны и практически не знают ограничений. Например, пред учениками пятого класса стоит задача систематизировать сведения о правописании приставок. При этом дети уже изучили ряд правил, которых достаточно много, поэтому ученикам сложно быстро ориентироваться в этой информации и сразу же находить нужный алгоритм действия. Помочь структурировать материал поможет прием «фишбоун». Материал о правописании приставок располагается следующим образом:
- «Голова»: дети формулируют вопрос «Как правильно написать в слове приставку?».
- «Туловище» (верхний ряд – причины): здесь перечисляются все виды орфограмм в приставках, которые дети вспомнят. Это неизменяемые приставки, приставки на з- и с-, пре- и при-, написание букв «ы» / «и» после приставок, употребление разделительного твердого знака и проч.
- «Туловище» (нижний ряд – факты): в этом ряду под каждой причиной указывается конкретное условие написания: вид приставки, качество последующего согласного, значение приставки и т.п.
- «Хвост»: дети формулируют вывод о том, что правописание приставок зависит от их типа, поэтому для верного написания надо знать типы приставок.
Техника «фишбоун» с успехом применяется в старших классах, даже при подготовке к экзаменам. Выполнение экзаменационного задания на поиск и опознание грамматических ошибок вызывает у выпускников значительные сложности, поэтому прием может помочь структурировать материал и сделать его более доступным. В этом случае «фишбоун» выглядит так:
- «Голова»: как опознать грамматическую ошибку?
- «Туловище» (верхний ряд): перечисляются все типы грамматических ошибок, встречающихся в задании.
- «Туловище» (нижний ряд): указываются признаки (разновидности) каждой ошибки, случаи, в которых она встречается.
- «Вывод»: формулируется общие принципы поиска грамматических ошибок.
Используя технику «фишбоун» на уроке, учитель стимулирует критическое мышление, вооружает детей навыками работы с учебной информацией, а также обеспечивает наглядность и доступность учебного материала.