Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Структура ИКТ компетенции преподавателя РКИ

Понятие ИКТ компетенции в языковом образовании

Преподаватель РКИ как специалист, осуществляющий профессиональную деятельность в сфере языкового образования, должен обладать определенным набором компетенций в различных областях. Это касается лингвистической, коммуникативной, общекультурной компетенции, а также профессиональной и информационно-коммуникационной. Последняя компетенция представляется в настоящее время одной из важнейших в структуре профессиональной деятельности, поскольку отвечает потребностям и запросам образовательной среды.

В понятии «ИКТ компетенция» выделяется несколько аспектов содержания, которые могут быть осмыслены при их детальном рассмотрении.

Определение 1

Компетенция в целом в педагогике понимается как определенное общественное требование, в соответствии с которым формируются критерии подготовки специалиста в определенной профессиональной области.

Качества, показывающие уровень владения той или иной компетенцией, составляют профессиональную компетентность специалиста.

Определение 2

Под ИКТ компетенцией следует понимать совокупность умений и навыков, а также теоретических знаний в сфере использования современных компьютерных технологий для успешного осуществления образовательного процесса.

Другими словами, компетентность преподавателя РКИ в области ИКТ представляет собой способность использовать современные телекоммуникационные технологии для нужд образовательного процесса в соответствии с требованиями и параметрами учебной ситуации.

Структура ИКТ компетенции преподавателя РКИ

ИКТ компетенция – сложно организованное понятие, структура которого включает несколько компонентов. Исследователи, занимающиеся вопросами изучения и формирования данной компетенции, далеко не всегда сходятся во мнении относительно компонентов, входящих в ее структуру. Поэтому выделяемые ими структурные элементы ИКТ компетенции могут отличаться.

«Структура ИКТ компетенции преподавателя РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В самом общем виде компонентами ИКТ компетенции выступают:

  1. Когнитивный компонент, включающий систему знаний о современных технологиях, задачах и специфике их использования в обучении РКИ, а также совокупность складывающихся на основе теоретических сведений умений и навыков применения их на практике.
  2. Операционный компонент включает практические навыки использования различных сервисов Интернета, мультимедийных средств, учебного ПО для нужд образования.
  3. Аксиологический компонент, связанный с формированием ценностного отношения к ИКТ, развитием мотивации к овладению им, повышением своего профессионализма в этой сфере, способностью оценить свой уровень владения современными технологиями и результативность их использования в учебном процессе.
  4. Коммуникативный компонент, предполагающий использование языка как средства общения в процессе его интеграции с ИКТ.
  5. Рефлексивный компонент – уровень, на котором развиваются умения применять ИКТ для проверки и контроля обученности, а также оценивать собственный прогресс в овладении современными технологиями в обучении.

Уровни развития ИКТ компетенции педагога

Говоря о компетенции преподавателя РКИ в области ИКТ, стоит отметить, что использование новых технологий в работе предполагает четыре ступени владения ими:

  1. Общий уровень владения, который отражает навыки использования технологий Интернета или компьютерного ПО для удовлетворения информационных потребностей (например, для поиска информации по теме, самообразования, развлечения и проч.).
  2. Общепрофессиональный уровень, который показывает, как специалист применяет новые технологии в той области деятельности, которую он реализует. Здесь акцент делается на способность преподавателя определять цели и задачи использования ИКТ в обучении, сочетать их с традиционными средствами обучения, выявлять наиболее рациональные способы применения новых технологий, оценивать их образовательную результативность.
  3. Специальный уровень предполагает оценку специфики использования ИКТ в данной образовательной сфере. Например, в преподавании технических дисциплин цели и задачи, а также содержание и формы применения ИКТ сильно отличаются от их использования в гуманитарной сфере. Главные задачи применения ИКТ в преподавании РКИ – активизация познавательного интереса обучающихся, внесения в учебное занятие элементов новизны, облегчение труда преподавателя, оптимизация учебного процесса.
  4. Личностный уровень, который отражает особенности применения ИКТ в обучении конкретным преподавателем. Эти особенности, в свою очередь, формируют индивидуальную методику применения ИКТ на уроке и формируются в процессе преподавательской деятельности.

ИКТ в преподавании РКИ выступает вспомогательным средством, однако его роль в обучении с каждым годом возрастает. Это говорит о приобретении образованием новых системных качеств, влияющих на его характер, формы и методы. Педагог перестает быть основным источником информации, а образовательное пространство расширяется, включая в себя новые ресурсы и локации. Все это ведет к динамизму, гибкости, изменчивости профессиональных компетенций преподавателя РКИ, который должен научиться встраивать систему собственных профессиональных качеств в новую образовательную парадигму для успешного осуществления своих функций.

Дата последнего обновления статьи: 24.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot