Понятие ИКТ компетенции в языковом образовании
Преподаватель РКИ как специалист, осуществляющий профессиональную деятельность в сфере языкового образования, должен обладать определенным набором компетенций в различных областях. Это касается лингвистической, коммуникативной, общекультурной компетенции, а также профессиональной и информационно-коммуникационной. Последняя компетенция представляется в настоящее время одной из важнейших в структуре профессиональной деятельности, поскольку отвечает потребностям и запросам образовательной среды.
В понятии «ИКТ компетенция» выделяется несколько аспектов содержания, которые могут быть осмыслены при их детальном рассмотрении.
Компетенция в целом в педагогике понимается как определенное общественное требование, в соответствии с которым формируются критерии подготовки специалиста в определенной профессиональной области.
Качества, показывающие уровень владения той или иной компетенцией, составляют профессиональную компетентность специалиста.
Под ИКТ компетенцией следует понимать совокупность умений и навыков, а также теоретических знаний в сфере использования современных компьютерных технологий для успешного осуществления образовательного процесса.
Другими словами, компетентность преподавателя РКИ в области ИКТ представляет собой способность использовать современные телекоммуникационные технологии для нужд образовательного процесса в соответствии с требованиями и параметрами учебной ситуации.
Структура ИКТ компетенции преподавателя РКИ
ИКТ компетенция – сложно организованное понятие, структура которого включает несколько компонентов. Исследователи, занимающиеся вопросами изучения и формирования данной компетенции, далеко не всегда сходятся во мнении относительно компонентов, входящих в ее структуру. Поэтому выделяемые ими структурные элементы ИКТ компетенции могут отличаться.
В самом общем виде компонентами ИКТ компетенции выступают:
- Когнитивный компонент, включающий систему знаний о современных технологиях, задачах и специфике их использования в обучении РКИ, а также совокупность складывающихся на основе теоретических сведений умений и навыков применения их на практике.
- Операционный компонент включает практические навыки использования различных сервисов Интернета, мультимедийных средств, учебного ПО для нужд образования.
- Аксиологический компонент, связанный с формированием ценностного отношения к ИКТ, развитием мотивации к овладению им, повышением своего профессионализма в этой сфере, способностью оценить свой уровень владения современными технологиями и результативность их использования в учебном процессе.
- Коммуникативный компонент, предполагающий использование языка как средства общения в процессе его интеграции с ИКТ.
- Рефлексивный компонент – уровень, на котором развиваются умения применять ИКТ для проверки и контроля обученности, а также оценивать собственный прогресс в овладении современными технологиями в обучении.
Уровни развития ИКТ компетенции педагога
Говоря о компетенции преподавателя РКИ в области ИКТ, стоит отметить, что использование новых технологий в работе предполагает четыре ступени владения ими:
- Общий уровень владения, который отражает навыки использования технологий Интернета или компьютерного ПО для удовлетворения информационных потребностей (например, для поиска информации по теме, самообразования, развлечения и проч.).
- Общепрофессиональный уровень, который показывает, как специалист применяет новые технологии в той области деятельности, которую он реализует. Здесь акцент делается на способность преподавателя определять цели и задачи использования ИКТ в обучении, сочетать их с традиционными средствами обучения, выявлять наиболее рациональные способы применения новых технологий, оценивать их образовательную результативность.
- Специальный уровень предполагает оценку специфики использования ИКТ в данной образовательной сфере. Например, в преподавании технических дисциплин цели и задачи, а также содержание и формы применения ИКТ сильно отличаются от их использования в гуманитарной сфере. Главные задачи применения ИКТ в преподавании РКИ – активизация познавательного интереса обучающихся, внесения в учебное занятие элементов новизны, облегчение труда преподавателя, оптимизация учебного процесса.
- Личностный уровень, который отражает особенности применения ИКТ в обучении конкретным преподавателем. Эти особенности, в свою очередь, формируют индивидуальную методику применения ИКТ на уроке и формируются в процессе преподавательской деятельности.
ИКТ в преподавании РКИ выступает вспомогательным средством, однако его роль в обучении с каждым годом возрастает. Это говорит о приобретении образованием новых системных качеств, влияющих на его характер, формы и методы. Педагог перестает быть основным источником информации, а образовательное пространство расширяется, включая в себя новые ресурсы и локации. Все это ведет к динамизму, гибкости, изменчивости профессиональных компетенций преподавателя РКИ, который должен научиться встраивать систему собственных профессиональных качеств в новую образовательную парадигму для успешного осуществления своих функций.