Деловой отчёт как жанр
Официально-деловой стиль является важной функциональной разновидностью языка, обслуживающей общественную сферу: коммуникацию граждан и органов государственной власти, область административно-хозяйственной деятельности, а также текущее делопроизводство в организациях.
Отличаясь строгостью, точностью и недвусмысленностью, официальный стиль диктует повышенные требования к содержанию и структуре создаваемых на его основе документов.
Среди жанров официально-делового стиля выделяются документационные, которые включают типы и разновидности документов, принятых в той или иной организации. Это приказы, служебные письма, заявления, отчёты.
Деловой отчёт представляет собой типовой документ, предназначенный для информирования руководителя организации (или иного уполномоченного лица) о какой-либо производственной ситуации и (или) проделанной работе.
В содержание отчёта входят объективные данные, полученные путем анализа текущей производственной (административной) ситуации, а также статистические и прогностические сведения, предложения и рекомендации по улучшению работы.
В зависимости от предназначения отчёта его можно подразделить на несколько типов:
- Финансовый, информирующий о расходах денежных средств.
- Административно-хозяйственный, связанный со сведениями об управленческой и производственной деятельности организации.
- Кадровый, сообщающий о важных изменениях в сфере персонала.
- Периодический, осуществляемый в соответствии с определённым расписанием (ежедневный, ежемесячный, квартальный, годовой).
- Аналитический, посвященный сбору информации о причинах, факторах, условиях развития той или иной ситуации.
Иная классификация отчётов строится по признаку ведущей цели и содержания:
- Плановые производственные отчёты, которые направлены на анализ текущей деятельности в целях повышения её эффективности.
- Внеплановые отчёты, составляемые при изменении привычных условий деятельности (например, отчёт после проведения выездной проверки, командировки, семинара или обучающей конференции, профессионального тренинга или курсов повышения квалификации).
- Информационные отчёты, составляемые при необходимости донести до адресата (как правило, руководителя) сведения о какой-либо проблеме или ситуации, требующей пристального внимания, контроля.
- Статистические и экономические, связанные с информирование вышестоящих органов о выплате налогов, хозяйственной деятельности субъектов.
- Отчёты-предложения, в которых содержится предложенный сотрудником перечень мер, реализация которых позволит улучшить деятельность организации.
- Научно-исследовательские, создаваемые в ходе исследовательской экспериментальной деятельности сотрудниками научных лабораторий и институтов.
Каждый тип отчёта направлен на решение следующих задач:
- Информирование адресата о результатах работы, итогах анализа или проверки.
- Мотивация к изменению текущей ситуации или сохранению условий осуществления деятельности.
- Рекомендации по улучшению качества работы, устранению недостатков.
Особенности оформления и стиля написания отчёта
Чёткая структура отчёта позволяет облегчить процесс его составления и восприятия. В связи с этим основным принципом построения отчёта является учёт критериев логичности и точности речи. Отчёт не должен содержать лишней, не относящейся к делу информации, а те сведения, что в нём представлены, должны отличаться чёткостью и лаконизмом.
Структура отчёта обычно отражает следующую логику: от постановки проблемы и её анализа к поиску путей и способов её решения с приложением конкретных рекомендаций и выводов.
Опираясь на данную схему, можно выделить основные структурные элементы отчёта:
- Наличие заголовка, отражающего его тему, а также данных об исполнителе с указанием должности, фамилии.
- В больших многостраничных отчётах для удобства чтения составляется оглавление, иногда такой отчёт предваряет резюме, содержащее краткие сведения о содержании отчёта.
- Во введении исполнитель обосновывает цели, задачи отчёта, его предназначение и иные данные, касающиеся порядка и способов сбора полученной информации.
- В основной части содержится анализ данных, рассмотрение проблемы, статистические выкладки, позволяющие представить ситуацию в целом.
- Рекомендации содержат ряд предложений, направленных на устранения проблем, улучшение качества работы. Данные предложения должны носить конкретный характер и содержать последовательный перечень действий, мероприятий и сроки их исполнения.
Стиль и язык отчёта должен соответствовать общим требованиям, предъявляемым к официально-деловым текстам:
- Точность, избегание двусмысленности, семантической неопределённости, обеспечивающейся терминологической лексикой, однозначными словами, отсутствием средств образности.
- Логичность, формируемая за счёт последовательной композиции, грамматически верного выражения мыслей, структурирования содержания по рубрикам, разделам.
- Аргументированность, обеспечивающаяся конкретностью содержания, ссылкой на статистические данные, результаты проверок и проч.
- Объективность, связанная с отсутствием субъективных оценок, экспрессивных речевых средств, неличный характер изложения.
Формат отчёта зависит как от его целей, так и от содержания. Обычно используют форму аналитической справки (для кратких статистических отчётов), а также письма и статьи.
Написание делового отчёта – необходимое умение сотрудника, для овладения которым требуется знать и применять особенности официально-деловой коммуникации.