Педагогические техники развития критического мышления
Широкое применение информационных и образовательных технологий в процессе преподавания русского языка, а также внедрение в практику обучения цифровых дидактических приемов не исключают, а делают более востребованными приемы педагогической техники. Они носят личностно-ориентированный, творческий характер, способствуют развитию коммуникативных навыков и нестандартных форм мышления.
Данные педагогические приемы используются как на обычных занятиях в классе, так и в рамках дистанционного обучения, когда необходимо стимулировать активность ученика. Дидактическая ценность этих приемов также заключается в том, что они нацелены на развитие критического мышления, позволяющего лучше ориентироваться в проблемных ситуациях, работать с большими объемами информации, анализировать факты и теории, часто противоречащие друг другу.
Критическое мышление представляет собой особое свойство мыслительной деятельности, позволяющее анализировать разнородные сведения с разных сторон. Критическое мышление отличается следующими особенностями:
- независимостью, потому что навыки критического анализа действительности основаны на самостоятельно сформированных идеях и убеждениях, способности оценивать факты и события и формулировать свое отношение к ним;
- разносторонностью, поскольку информация является основой развития критического мышления, так как осмысление и оценка фактов базируется на накопленной системе знаний;
- проблемным характером, поскольку в основе его лежит выявление противоречий, объективно существующих в реальности;
- аргументированностью, то есть стремлением к тому, чтобы обосновать выдвинутую точку зрения, подтвердить ее убедительными аргументами, а также данными из своего и чужого опыта;
- общественным характером, который заключается в том, что способность оценивать явление критически основано на социальном взаимодействии, принятии точки зрения другого, включении в общую познавательную деятельность.
Необходимые для становления критического мышления качества могут формироваться с помощью различных педагогических технологий и форм работы, однако все большую популярность на уроках русского языка набирают такие формы, как синквейн, диаманта, даймонд и другие. Мы рассмотрим сущность и основные черты диаманты как педагогической техники развития критичности мышления на уроках русского языка.
Составление диаманты на уроках русского языка
Диаманту как педагогический прием сравнивают с синквейном, называя ее двойным синквейном. Сходство этих двух приемов основано на формальном тождестве: как и синквейн, диаманта представляет собой строфическую форму без рифмы. Кроме этого, диаманта, как синквейн, выступает в качестве приема, стимулирующего творческое начало, имеющее органичную связь с критическим мышлением.
Диаманта обладает также следующими функциями, которые можно использовать в преподавании русского языка:
- Совершенствование навыков анализа текстов и работы с информацией.
- Развитие внимания к слову, его значению и тематическому окружению.
- Формирование навыков работы с лингвистическими понятиями.
- Создание условий для выражения эмоций, обмена мнениями, свободной дискуссии в классе.
- Развитие воображение и креативности.
Поскольку основная цель диаманты заключается в том, чтобы выявить сходства и различия между двумя понятиями или фактами, их целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо сопоставить два явления.
Диаманта представляет собой строфическую форму, которая состоит из семи строк, включающих определенное количество слов с заданными параметрами.
Диаманта обладает определенной структурой:
- Вначале и в конце идут сроки, в которых отражена основная тема диаманты через два понятия с противоположным значением.
- Вторая строка содержит описательный компонент, включающий два определения, характеризующих центральное понятие.
- Третья строка включает действия, связанные с темой. Они могут быть представлены тремя причастиями / глаголами.
- В четвертой строке даются ассоциации к теме через четыре существительных.
- В пятой строке приводится три глагола (причастия), выражающих действия, связанные со вторым понятием темы диаманты.
- В шестой строке ко второму понятия подбираются два определения.
Пример диаманты на тему «Орфограмма» может выглядеть так:
- Орфограмма.
- Корневая, проверяемая.
- Выделяется, опознается, проверяется.
- Ударение, корень, проверка, подбор.
- Не выделил, не проверил, ошибся.
- Неизученная, словарная.
- Ошибка.
Применение диаманты возможно при изучении любой темы, а также на любом этапе урока. Однако наиболее эффективно использовать этот прием как элемент рефлексии в конце урока, давая возможность ученикам выразить свое понимание темы через составление диаманты.