Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Составление диаманты на уроках русского языка

Педагогические техники развития критического мышления

Широкое применение информационных и образовательных технологий в процессе преподавания русского языка, а также внедрение в практику обучения цифровых дидактических приемов не исключают, а делают более востребованными приемы педагогической техники. Они носят личностно-ориентированный, творческий характер, способствуют развитию коммуникативных навыков и нестандартных форм мышления.

Данные педагогические приемы используются как на обычных занятиях в классе, так и в рамках дистанционного обучения, когда необходимо стимулировать активность ученика. Дидактическая ценность этих приемов также заключается в том, что они нацелены на развитие критического мышления, позволяющего лучше ориентироваться в проблемных ситуациях, работать с большими объемами информации, анализировать факты и теории, часто противоречащие друг другу.

Критическое мышление представляет собой особое свойство мыслительной деятельности, позволяющее анализировать разнородные сведения с разных сторон. Критическое мышление отличается следующими особенностями:

  • независимостью, потому что навыки критического анализа действительности основаны на самостоятельно сформированных идеях и убеждениях, способности оценивать факты и события и формулировать свое отношение к ним;
  • разносторонностью, поскольку информация является основой развития критического мышления, так как осмысление и оценка фактов базируется на накопленной системе знаний;
  • проблемным характером, поскольку в основе его лежит выявление противоречий, объективно существующих в реальности;
  • аргументированностью, то есть стремлением к тому, чтобы обосновать выдвинутую точку зрения, подтвердить ее убедительными аргументами, а также данными из своего и чужого опыта;
  • общественным характером, который заключается в том, что способность оценивать явление критически основано на социальном взаимодействии, принятии точки зрения другого, включении в общую познавательную деятельность.
«Составление диаманты на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Необходимые для становления критического мышления качества могут формироваться с помощью различных педагогических технологий и форм работы, однако все большую популярность на уроках русского языка набирают такие формы, как синквейн, диаманта, даймонд и другие. Мы рассмотрим сущность и основные черты диаманты как педагогической техники развития критичности мышления на уроках русского языка.

Составление диаманты на уроках русского языка

Диаманту как педагогический прием сравнивают с синквейном, называя ее двойным синквейном. Сходство этих двух приемов основано на формальном тождестве: как и синквейн, диаманта представляет собой строфическую форму без рифмы. Кроме этого, диаманта, как синквейн, выступает в качестве приема, стимулирующего творческое начало, имеющее органичную связь с критическим мышлением.

Диаманта обладает также следующими функциями, которые можно использовать в преподавании русского языка:

  1. Совершенствование навыков анализа текстов и работы с информацией.
  2. Развитие внимания к слову, его значению и тематическому окружению.
  3. Формирование навыков работы с лингвистическими понятиями.
  4. Создание условий для выражения эмоций, обмена мнениями, свободной дискуссии в классе.
  5. Развитие воображение и креативности.

Поскольку основная цель диаманты заключается в том, чтобы выявить сходства и различия между двумя понятиями или фактами, их целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо сопоставить два явления.

Определение 1

Диаманта представляет собой строфическую форму, которая состоит из семи строк, включающих определенное количество слов с заданными параметрами.

Диаманта обладает определенной структурой:

  1. Вначале и в конце идут сроки, в которых отражена основная тема диаманты через два понятия с противоположным значением.
  2. Вторая строка содержит описательный компонент, включающий два определения, характеризующих центральное понятие.
  3. Третья строка включает действия, связанные с темой. Они могут быть представлены тремя причастиями / глаголами.
  4. В четвертой строке даются ассоциации к теме через четыре существительных.
  5. В пятой строке приводится три глагола (причастия), выражающих действия, связанные со вторым понятием темы диаманты.
  6. В шестой строке ко второму понятия подбираются два определения.

Пример диаманты на тему «Орфограмма» может выглядеть так:

  1. Орфограмма.
  2. Корневая, проверяемая.
  3. Выделяется, опознается, проверяется.
  4. Ударение, корень, проверка, подбор.
  5. Не выделил, не проверил, ошибся.
  6. Неизученная, словарная.
  7. Ошибка.

Применение диаманты возможно при изучении любой темы, а также на любом этапе урока. Однако наиболее эффективно использовать этот прием как элемент рефлексии в конце урока, давая возможность ученикам выразить свое понимание темы через составление диаманты.

Дата последнего обновления статьи: 26.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot