Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Приёмы активизации учебной деятельности в дистанционном обучении русскому языку

Дистанционное обучение в свете современных проблем образования

Дистанционное обучение русскому языку является одной из форм организации учебного процесса наряду с другими, например, классно-урочной, бригадной и проч. Специфика дистанционного обучения применительно к современной образовательной ситуации состоит в применении цифровых и телекоммуникационных технологий для обеспечения обратной связи с учеником и организации учебного процесса.

В последнее время ввиду пандемии дистанционное образование как форма организации учебной деятельности школьников было очень востребовано, однако его появление относится к более раннему времени. Первоначально дистанционное обучение понималось как педагогический процесс, осуществляемый опосредованно, с использованием систем связи на расстоянии. Преимущественно это были школы корреспондентского обучения, которые поддерживали связь с учениками посредством почты. Сегодня педагоги располагают большими возможностями для получения обратной связи. Помимо электронной почты и мессенджеров, стали доступны платформы для проведения видеоконференций в онлайн-режиме, а также различные образовательные сайты и системы, в которых ученики могут обучаться, используя их учебно-дидактический потенциал.

Распространение дистанционного связано с его преимуществами, к которым можно отнести удобство, отсутствие привязки ко времени и месту обучения, возможность обучаться в условиях, приближенных к домашним. Однако появление этой формы организации ученого процесса привело и к появлению проблем, связанных с недостатками дистанционного обучения:

  1. Отсутствие у педагога возможности непосредственного контроля деятельности учеников.
  2. Низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий, формальное отношение к учебе.
  3. Снижение мотивации к учению и, как следствие, низкая степень познавательной и учебной активности учеников.
  4. Ограниченная возможность общения и взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Эти проблемы выдвигают на первый план поиск эффективных приемов, которые бы позволили повысить уровень мотивации, а также стимулировать учебную деятельность при осуществлении дистанционного обучения.

Приемы активизации учебной деятельности в дистанционном обучении русскому языку

В период дистанционного обучения ученик нуждается в постоянной поддержке достаточно высокого уровня учебной активности, поскольку дистанционный формат ориентирует его на самостоятельное усвоение знаний, умений и навыков и требует сознательности по отношению к собственной деятельности.

«Приёмы активизации учебной деятельности в дистанционном обучении русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 1

Под приемами активизации учебной деятельности понимаются специфические педагогические техники, способствующие повышению мотивации и развитию активной, сознательной деятельности ученика на уроке.

При организации дистанционного обучения русскому языку в качестве приемов активизации учебной деятельности выступают как специальные педагогические техники активизации внимания и мыслительных процессов, так и средства обучения, то есть учебно-дидактические материалы. Поэтому учителю, организующему процесс дистанционного обучения, необходимо подбирать такие материалы, которые вызовут у учеников интерес, помогут быстро сориентироваться в теме, структурируют учебную информацию.

Далее мы рассмотрим некоторые приемы активизации познавательной деятельности во время организации и проведения занятий по русскому языку в режиме видеоконференций.

Педагогические приемы активизации внимания можно условно разделить на группы на основании их использования на определенном этапе занятия:

  1. Организационные приемы, создающие настрой на занятие. Это может быть проверка связи, «виртуальная перекличка» (ученики пишут учителю в чат сообщение-приветствие), демонстрация необычной картинки или текста, который удивит учеников, взбудоражит воображение, заинтересует уроком. Например, учитель-словесник начинал свои занятия с учениками с того, что выводил на экран крылатое выражение на латинском языке и просил учеников перевести их «девиз» на сегодняшний урок.
  2. Приемы актуализации знаний. Здесь можно применять разные приемы. Например, прием «Персональный вопрос», когда каждому ученику в чат отправляется персональные вопросы (задания) по теме, которую нужно вспомнить. Другой прием – онлайн-игра «вспомнить все». Учитель отправляет в чат ссылку на небольшое задание (онлайн-кроссворд, тест или викторина), которое поможет освежить в памяти имеющиеся знания.
  3. Приемы целеполагания включают разные техники: «мозговой штурм» в формате онлайн (дети пишут свои идеи в чат), работа с чек-листом (учитель предлагает набор целей и задач урока, а ученики отбирают необходимые и выстраивают их в логической последовательности).
  4. Приемы активизации внимания при работе над новым материалом заключаются в том, чтобы стимулировать самостоятельную познавательную деятельность ученика. Это может быть проблемный вопрос, задание, которое можно решить, используя новые способы действия, составление кластеров, «ментальных карт», «мозговой штурм» и проч.
  5. Приемы закрепления знаний предполагают активное включение детей в выполнение заданий. Для этого можно использовать персональную рассылку упражнений в чаты, форму небольшого учебного веб-квеста, задания на поиск и исправление ошибок, интерактивные упражнения различных образовательных платформ.
  6. На этапе подведения итогов учителю важно подвести детей к обобщению предметного содержания занятия и рефлексии учебной деятельности. Для этого можно использовать систему смайликов в чатах, которые показывают эмоциональное состояние ребенка, степень его удовлетворенности работой, а также такие формы обобщения, как синквейн, диаманта, учебный кластер и др.

Применение приемов, активизирующих познавательную деятельность учеников, значительно повышает качество дистанционного обучения и способствует поддержанию мотивации к учению.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot