Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Словообразовательный анализ слов

Общие понятия словообразования

Замечание 1

Под «словообразованием» в лингвистике понимают и непосредственно процесс образования новых лексем (деривацию), и раздел науки о языке, в котором рассматриваются механизмы производства лексем с помощью специальных словообразовательных средств.

Необходимо отличать словообразование и словоизменение:

  1. Результат словоизменения — словоформа, а словообразования — новое слово.
  2. Лексическое значение при словоизменении не меняется, при словообразовании трансформируется.
  3. Средство словоизмененияфлексия (формообразующий аффикс и (или) окончание), основной инструмент словообразования — морфемы, способные производить новые лексемы.

Та лексема, которая является в словообразовательном отношении базовой, исходной, называется производящей (море, дом, поле). Лексема, возникающая из исходной посредством деривации, выступает как производная (морской, моряк, домовой, домишко, полевой, полюшко).

Производная и производящая лексемы отличаются минимальным словообразовательным средством — формантом (дама — дамский (-ск-), бежать — забежать (за-) и др.).

Посредством форманта формируется особое словообразовательное значение производных лексем (или дериватов): гитара — гитарист (-ист-) — «лицо, принадлежащее к определённому роду занятий / профессии».

Словообразовательное значение обычно охватывает все члены, принадлежащие одному словообразовательному типу — общей модели деривации ряда лексем (например: полнеть, худеть, лысеть — тип деривации глаголов со значением «приобретать признак, названный производящим словом»).

По характеру деривации и виду словообразовательного значения словообразовательные типы подразделяются на:

  1. Лексический, при котором наблюдается несовпадение лексического значения деривата и производящего слова: таблетка — таблетница, асфальт — асфальтировать.
  2. Синтаксический, предполагающий сходство значений при несовпадении частеречной принадлежности: синий — синь, бегать — бег.
  3. Модификационный, в котором прослеживается лишь изменение или модификация значения деривата по сравнению со значением исходного слова: белый — беленький, глаз — глазик.
  4. Мутационный, связанный со значительными изменениями лексического значения деривата: трактор — тракторист, болтать — болтун.
«Словообразовательный анализ слов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Способы деривации по участию в них морфем:

  1. Морфологические (аффиксальные).
  2. Неморфологические.

Аффиксальный путь деривации включает:

  1. Приставочный: берег — бережОК, бежать — ПРИбежать.
  2. Суффиксальный: сад — садОВый, светлый — светлЕть.
  3. Приставочно-суффиксальный: ставить — ПОДставКа.
  4. Постфиксальный: убрать — убратьСЯ.
  5. Приставочно-постфиксальный: плакать — РАСплакатьСЯ.
  6. Приставочно-суффиксально-постфиксальный: клеить — щедрый — РАСщедрИтьСЯ.
  7. Сложение — деривация на основе соединения основ лексем (садоводство, сельскохозяйственный).
  8. Аббревиация — деривация путем соединения начальных букв (ООН, МХАТ), звуков (ГЭС, ВАЗ), слогов (завхоз, юнкор), основ (санминимум, мединститут).

Неморфологические пути деривации образуют новые лексемы путем расширения значения исходных (лексико-семантический способ): пробка (затор на дороге), приложение (программа для смартфона) или трансформации их частеречной принадлежности (морфолого-синтаксический): несмотря на (из деепричастия), вроде (из существительного).

Ещё один путь деривации, стоящий особняком, — сращение целых лексем (лексико-синтаксический): вечнозелёный, свежемороженый.

Словообразовательный анализ слов

Алгоритм полного словообразовательного анализа включает следующие шаги:

  1. Определение частеречной принадлежности анализируемой лексемы и её формы.
  2. Выделение основы лексемы, а также словоизменительных и формообразующих флексий.
  3. Толкование значения рассматриваемой лексемы путём подбора родственных (однокоренных) слов.
  4. Выделение производящей базы и форманта с указанием словообразовательного значения.
  5. Классификация словообразовательного типа.
  6. Характеристика особенностей словообразовательной модели.
  7. Выявление способа образования данной лексемы.

Рассмотрим подобный анализ более подробно на примере лексемы «подорожник».

  1. Существительное м. р., 2-го скл. в форме И. п. ед. ч.
  2. Основа слова — подорожник, окончание нулевое.
  3. Подорожник — трава, растущая при дорогах. Однокоренные слова: дорожный дорога.
  4. Производящая база (основа) — -дорож- (вариант морфа -дорог-). Форманты: по-, -ник-, словообразовательное значение — «предмет / объект, находящийся вдоль чего-либо».
  5. Словообразовательный тип по характеру деривации мутационный, по виду значения — лексический.
  6. Особенность словообразовательной модели — наличие чередования в корне (г//ж).
  7. Способ образования — приставочно-суффиксальный.

Словообразовательный анализ слов помогает установить не только способ их деривации, но и охарактеризовать словообразовательное значение, особенности производящей основы и определить модель, по которой образуются сходные в деривационном отношении слова в русском языке.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot