Словари как учебно-справочные издания
Литературный язык отличается такой особенностью, как кодифицированность.
Кодификация норм – это процесс их научного описания, фиксации в специализированной литературе, предназначенной для повышения уровня речевой культуры.
К таким специальным изданиям можно отнести словарно-справочные, которые содержат как перечень определенных норм языка в области произношения, ударения, правописания, словоупотребления, так и рекомендации по их использованию в речевой практике.
Словарь – это разновидность научного издания справочного характера, цель которого заключается в систематизации каких-либо сведений путем составления тезауруса, включающего перечень слов в алфавитном порядке.
Словари являются одним из наиболее древних видов справочной литературы. Первые словари появились ещё в античности и представляли собой своеобразные энциклопедии понятий. В таких словарях ещё не было принципа расположения слов по алфавиту, а словарные статьи были разбросаны в хаотическом порядке.
В Древней Руси разновидностью словарей были азбуковники – особые издания, содержащие перечень слов (понятий), как правило, из Библии или церковной жизни, которые подлежали объяснению.
Постепенно сложились основные принципы организации словаря:
- Расположение материала в алфавитном порядке.
- Отбор содержания в соответствии с целью словарного издания (сообщение сведений о предметах и явлениях, фиксация норм литературного языка).
- Единообразие представления материала в словарной статье.
- Наличие внутренних ссылок.
- Система условных обозначений для выражения определенной информации.
С появлением интернета возникает новый вид словарных изданий – электронные словари, в которых предусмотрена возможность автоматического поиска слова.
Виды словарей и их назначение
Словари в зависимости от целей издания и его содержания подразделяются на три группы:
- Энциклопедические.
- Предметные.
- Лингвистические.
Целью первых является представление сведений из разных областей науки и человеческой деятельности. Как правило, они отличаются универсальностью и значительным объемом. Многие сведения из таких словарей быстро устаревают, поскольку наука постоянно развивается.
Предметные словари – систематизация терминов определенной области человеческого знания. Они носят специализированный характер и предназначены для более детального изучения той или иной отрасли. Как правило, такие издания носят справочный характер, ориентируя читателей в терминах и понятиях предметной области.
Лингвистические словари представляют собой такие издания, которые посвящены описанию языковых норм, а также частным аспектам исследования языка. В зависимости от типа норм словари можно разделить на следующие группы:
- Акцентологические и орфоэпические, которые содержат нормы устной речи (сведения о нормативном ударении и произношении).
- Орфографические, которые регламентируют вопросы правописания.
- Словари трудностей русского языка, включающие наиболее сложные вопросы лексики и грамматики.
Особняком стоят толковые словари, включающие значения слов, а также словари фразеологических единиц.
Аспектные словари касаются более частных вопросов языка:
- Словари, отражающие парадигматические отношения в лексике: словари омонимов, синонимов, антонимов, паронимов.
- Грамматический словарь, в котором содержатся сведения из области морфологии.
- Морфемно-словообразовательные, раскрывающие особенности строения и образования слов.
- Этимологические, описывающие сведения из области происхождения лексики.
Следует различать нормативные и ненормативные словари. Первые отражают литературную норму, вторые служат для описания тех языковых явлений, которые находятся за ее пределами. В качестве примера таких словарей можно привести издания, которые посвящены нелитературной лексике: словари жаргонов, разговорной речи, русского мата и др.
Словари и их роль в жизни людей
Словари являются необходимой частью фонда научно-справочной литературы и используются в образовательных целях. Как правило, применение словаря определяется его разновидностью. Так, энциклопедические словари используются для получения сведений из образных областей человеческой деятельности: истории, техники, гуманитарных знаний. Несомненным плюсом данных изданий является то, что информация в них представлена в компактном, сжатом виде, поэтому словарь даёт наиболее обобщенные сведения. Энциклопедии можно использовать как для подготовки сообщения, рефератов или доклада, так и в целях самообразования для расширения кругозора.
Основное назначение предметных словарей разных научных отраслей заключается в систематизации понятийного аппарата науки. Например, в "Философском словаре" представлены термины и понятия, относящиеся к философии. Существуют словари лингвистических и литературоведческих терминов, технические словари, словари гуманитарных наук – психологии, педагогики, а также словарные издания сферы искусства – искусствоведческие. Основная цель предметных словарей – наиболее полное и лаконичное представление терминологической базы науки.
Особняком стоят те издания, которые посвящаются каким-либо выдающимся личностям. Это биографические словари. В них собрана информация о выдающейся личности, её биографии, а также фактах, связанных с деятельностью данного человека. Обращение к такому словарю помогает в краткие сроки познакомиться с личностью писателя или исторического деятеля, а также составить представление о его наследии. Примером подобных изданий может служить словарь-справочник "Булгаков" под редакцией Б. Соколова.
Лингвистические словари выполняют двоякую функцию. С одной стороны, они официально закрепляют нормы языка, с другой – служат справочником по культуре речи.
Лингвистические словари повышают общий уровень владения языком:
- Расширяют словарный запас, способствуют точности словоупотребления.
- Дают представление о правильной постановке ударения в словах, а также нормативном произношении.
- Вооружают сведениями из области грамматики: например, уточняют родовую принадлежность несклоняемых имён для их правильного согласования с атрибутивной лексикой (спелое киви, крепкий кофе, сладкое какао).
- Помогают в прикладных задачах: определить происхождение слова, его состав и способ образования, а также написание.
Работа со словарем является неотъемлемой частью урока русского языка. Это приучает детей к самоконтролю, развивает навыки наблюдения за своей речью, повышает уровень грамотности, служит предупреждению речевых ошибок.