Принципы слитного написания наречий
На практике вопрос о правописании наречий относится к наиболее сложным для усвоения разделам орфографии. Наличие достаточно обширного теоретического материала, большого числа случаев традиционного написания, отличающихся от рекомендованных орфографической нормой, а также учёт контекстного принципа при написании затрудняют запоминание и применение правил на практике.
Особую роль в изучении написания наречий играет грамотная методика, позволяющая ученикам систематизировать материал и обобщить разрозненные случаи правописания.
Ведущая роль в этом принадлежит учителю, который не только правильно подбирает иллюстративный языковой материал и организует работу с ними на уроке, но и систематизирует его по определённым основаниям. Такими основаниями для их написания слитно выступают следующие особенности:
- Этимологический критерий: отсутствие на синхронном срезе форм, которые употреблялись бы отдельно, сами по себе, как самостоятельные лексические единицы: попасть впросак (название ткацкого станка «просак» вышло из употребления). По этому принципу слитно пишутся наречия в следующих сочетаниях: отправиться восвояси, держать взаперти, сделать втихомолку, отвечать невпопад, принимать натощак, поставить впритык, застать врасплох, быть настороже.
- Словообразовательный критерий, суть которого в том, что принцип слитного написания применяется к тем словам, которые образуются также от наречий: даром – задаром, всегда – навсегда, завтра - послезавтра.
Морфологический критерий касается следующих слов:
- образованных от сочетания предлога и прилагательного (вышить вручную, бросились врассыпную, сделать сгоряча, наскоро пообедать, замертво упасть и проч.), но здесь есть и исключения: пойти на мировую, отправиться на боковую, идти на попятный;
- наречия, образованные от существительных, которые имели пространственное или временное значение (посмотреть вверх, упасть вниз, наклониться вбок, не забыть вовек);
- лексемы, возникшие в результате слияния предлога и местоимения (сыграть вничью, не готов вовсе), а также служебных слов В/НА с числительным, относящимися к классу собирательных (поделить надвое, увеличить втрое).
Контекстный, который заключается в том, что некоторые наречия при попытке разъять их на составные части (бывшие предлог и существительное) теряют свою смысловую целостность. Например: наутро он ничего не помнил – этот кефир я оставлю на следующее утро; он сделал назло – на зло и на добро он смотрел равнодушно; враг разбит наголову – надень на голову кепку.
Таким образом, всё многообразие случаев правописания сводится к нескольким основаниям, которые проще запомнить. Однако это не исключает необходимости работы с исключениями, разбора случаев раздельного и дефисного написаний, обучение учеников пользоваться орфографическими словарями.
Трудные случаи правописания наречий
К трудным случаям в правописании наречий относятся те примеры, в которых написание не регулируется правилами (исключения) или определяется исходя из контекста.
Систематизируя данные сложные случаи, их можно представить следующим образом:
- Исключения из правил. Например, из общего правила о слитном написании наречий, образованных слиянием предлога и прилагательного, относятся случаи написания выражений «отправиться на боковую», «пойти на мировую» и «идти на попятную»; для наречий, образованных от сочетаний предлога и существительного, это случаи «сказать в насмешку», «купить в рассрочку», «быть в диковинку».
- Очень многие наречия образованы сочетанием предлога и существительного, к написанию таких слов следует подходить внимательно, учитывая контекст их употребления, поскольку можно принять за наречие предложно-именное сочетание. Сравним два примера: картина висела сбоку – я ворочался с боку на бок. В первом случае мы имеем дело с наречием, обозначающим пространственные отношения, во втором – с предложно-падежным сочетанием, пишущимся раздельно. Таких контекстов можно привести немало: бежать навстречу – отправиться на встречу с партнёрами; начать сначала – с начала и до конца текста нет ни одной ошибки; не забуду ввек – в век просвещения и науки; платье мне впору – в осеннюю пору ненастье; уехал вдаль – в синюю даль моря.
- Случаи написания так называемых наречных сочетаний – слов, не ставших в грамматическом отношении наречиями, но приобретших их свойства: говорить без толку, пронестись на скаку, прыгнуть с разбегу, начать с ходу, напился в стельку и подобные.
Необходимо отметить, что зачастую правописание подобных лексем и сочетаний приходится просто запоминать. Например, слова «ввек», «навек», «навеки» пишутся слитно, но такие сочетания, как «хранить во веки веков», «забыть на веки вечные» – раздельно; слова в выражениях «попасть впросак», «быть запанибрата» пишутся слитно, а в составе сочетания «решать с кондачка» – раздельно, хотя слово «кондачок» является устаревшим.
В случае сомнений в написании данного класса лексем необходимо обратиться к орфографическому словарю или справочнику.