Скороговорка: жанровый и педагогический аспект
Как малый жанр фольклора скороговорка давно используется в дидактике как материал, способствующий речевому развитию, улучшению дикции, а также развитию навыков артикуляции при недостаточности произносительных навыков. Скороговорки активно используются и в коррекционной педагогике, в частности, в логопедии, олигофренопедагогике для развития навыков нормативного произношения, фонематического слуха и формирования правильной речи.
Скороговорка представляет собой фольклорный по происхождению жанр, который основан на создании текстов на базе принципов языковой игры при сближении в одном контексте слов, близких по звуковому составу или обладающих сходными звукокомплексами.
Существуют разные типы скороговорок, которые выделяются на основании из звукового состава:
- Скороговорки, направленные на отработку навыков произношения шипящих и свистящих звуков.
- Скороговорки, основанные на произнесении вибранта [р], а также бокового [л].
- Скороговорки, направленные на различение звонких взрывных согласных.
- Скороговорки комплексного характера, которые направлены на развитие различных произносительных навыков.
Скороговорки в фольклоре изначально функционировали как дидактико-досуговый жанр, то есть были направлены на реализацию сразу нескольких функций:
- Формирование правильного произношения, развитие речевых навыков.
- Организация досуга детей, развлечение и языковая игра.
Фольклорные скороговорки представляют собой небольшие по объему тексты, совпадающие с границами предложения, основанные на сближении близких по звучанию звуковых комплексов. Например: На дворе трава, на траве дрова. От топота копыт пыль по полю летит. Проворонила ворона вороненка. Осип охрип, Архип осип.
Скороговорка, как и любой фольклорный жанр, основана на формировании образного значения за счет сопоставления близких по звучанию слов. Кроме этого, в основе скороговорки лежит звуковая игра, основанная на присущих языку принципах фонетического благозвучия. Иногда, наоборот, скороговорки формируются как тексты, нарушающие привычные каноны благозвучия речи, нарочито усложняющие произношение для формирования навыка тонких артикуляционных дифференциаций.
В настоящее время скороговорка в обучении и воспитании используется со следующими целями:
- Развитие навыков правильной артикуляции.
- Укрепление речевого аппарата ребенка.
- Координация артикуляционных движений, необходимых для произнесения звуков, сходных по месту или способу образования.
- Дифференциация сходных звуков.
- Развитие фонематического слуха и слуховой памяти.
- Формирование уверенности в себе, развитие культуры устной речи и публичного выступления.
Использование скороговорки на уроках русского языка и литературы в школе
Как дидактический жанр скороговорка представляет собой особую разновидность дидактического текста, который используется родителями, педагогами, методистами для формирования речевой культуры ребенка. В методике преподавания русского языка и литературы скороговорка также используется для развития других предметных умений и навыков. Например, на уроках русского языка скороговорки часто используют при изучении фонетики. На основании скороговорок формируются следующие типы заданий:
- Задания на основе анализа и сопоставления звукового и буквенного составов скороговорок.
- Задания на основе анализа фонетических процессов, происходящих в процессе артикуляции.
- Задания, нацеленные на проверку уровня сформированности фонематических навыков (запись скороговорки под диктовку).
- Задания, которые направлены на поиск и анализ приемов звукописи.
Скороговорки также используются при оценке орфографических навыков в заданиях, связанных с осложненным списыванием. Скороговорки-стихи формируют навыки выразительного чтения текста, анализа поэтических приемов образности.
В процессе работы со скороговорками на уроках русского языка используются следующие задания:
- Прочитайте скороговорку, объясните написание выделенных слов и (или) вставьте пропущенные буквы.
- Посчитайте количество определенных звуков (и букв) в скороговорке.
- Разберите по составу слова в скороговорке.
- Выполните морфологический анализ выделенных слов.
- Проведите синтаксический разбор предложений в скороговорке.
- Найдите в скороговорке слова, употребленные в переносном значении, составьте с ними предложения или словосочетания.
- Подберите к выделенным словам в скороговорке синонимы (или антонимы).
- Восстановите подходящие по смыслу слова, пропущенные в скороговорке.
- Запишите скороговорку по памяти, проверьте себя по образцу.
- Напишите небольшой рассказ, используя скороговорку.
- Устройте в классе конкурс на звание лучшего исполнителя скороговорок.
- Подберите малоизвестные или редкие скороговорки и подготовьте их исполнение в классе.
Предложенные типы заданий помогают внести разнообразие в уроки русского языка, обогащают речевые навыки за счет развития артикуляционной базы и способствуют формированию фонематического слуха как предпосылки грамотного письма.