Нормативность в языке как системное свойство
Нормативность является неотъемлемой частью существования языка на этапе становления и развития его литературной формы. Однако это не значит, что нормативность навязана литературному языку извне, усилиями пуристов или кодификаторов.
Нормативность – свойство, присущее системе языка и отражающее объективные процессы его развития.
Каждый язык обладает собственными системными условиями, формируемыми правилами его грамматики, нарушение которых ведет к искажению языковой нормы. Например, для русского языка системным требованием выступают нормы согласования прилагательных и существительных, нормы падежного управления, а также образования слов, построения предложений и проч. При нарушении системных нормативных требований к речи говорящий или слушающий фиксирует ненормативность варианта, противоречащего системе языка.
Таким образом, нормативность вообще, и норма языка, в частности, выступают следствием его системной организации.
Присущие языку нормы находят свое выражение в речевой практике, где на них, помимо собственно языковых, влияют и другие факторы. Действительно, речевая практика меняет подход к языковой норме в сторону ее осмысления, контроля и сознательного формирования или изменения. Тот или иной вариант языкового употребления оценивается не только с точки зрения его соответствия системным требованиям языка, но и с позиции его распространенности в узусе, общественного одобрения, эстетической привлекательности, связи с речевой традицией, закрепления в кодифицирующих источниках и проч.
Следующий этап развития представлений о нормах языка – формирование представление о ситуативности нормы, которое становится возможным только в эпоху развития коммуникативного подхода к изучению языка и речи.
Ситуативная норма в соотношении с литературной нормой
Чтобы уяснить сущность ситуативной нормы, необходимо рассматривать ее в соотношении с нормой литературной, что помогает понять специфику ситуативных норм и их связь с коммуникативным подходом к культуре речи.
Литературная норма, обладая устойчивостью к изменениям и динамизмом, все же является общеобязательным требованием для носителя языка. Литературные нормы крайне консервативны, прочно ассоциируются у образованной части населения с правильной речью и поэтому редко подвергаются переоценке. Наиболее устойчивы к трансформации нормы орфографии и пунктуации, морфолого-синтаксические. Чуть более подвижны нормы акцентологии и орфоэпии, лексические нормы, хотя они также обусловлены речевой традицией.
Современная речевая практика отмечает случаи многочисленного нарушения норм литературного языка, что справедливо связывается с кризисными явлениями в области речевой культуры, отсутствием систематического чтения, низкой мотивацией к изучению родного языка. Однако причины ненормативности современной речи, особенно в сети Интернет, кроются также в появлении нормы ситуативной, которая становится для узуса более значимой, чем литературная.
Ситуативная норма – это разновидность речевой нормы, которая обусловлена коммуникативными аспектами ее существования.
Применительно к ситуативной норме вместо вопроса «Как правильно сказать / написать?» используется вопрос «Как уместно сказать / написать?», что показывает смещение акцента с ортологического на коммуникативный аспект.
Очевидно, что понятие ситуативной нормы меняет контекст рассмотрения проблемы нормативности. Так, отсутствие знаков препинания в тексте законодательного акта, научной статьи или в сочинении является недопустимым, поскольку условия коммуникативной ситуации в данном случае требуют соблюдения норм в официально-деловом, научном и научно-учебном общении. В то же время отсутствие знаков препинания в виртуальной переписке в процессе неформального общения может рассматриваться как вариант ситуативной нормы естественной письменной речи, которая формируется на базе спонтанной устной коммуникации, но существует в письменной форме. Поскольку для данного типа коммуникации изначально не существует жестких требований к оформлению высказывания, ошибки, содержащиеся в таких текстах, являются вариантом ситуативной нормы.
Основная проблема в соотношении ситуативной и литературной нормы заключается в их практическом использовании в процессе коммуникации и влиянии на формирование культуры речи. Так, пренебрежение нормами правописания в виртуальной коммуникации негативно сказывается на качестве письменной речи, особенно у тех пишущих, которые не владеют в достаточной мере нормами литературного языка: подростков и молодежи.
Следовательно, понимание закономерностей соотношения литературной и ситуативной нормы и умение использовать нормативные средства языка в любой коммуникативной ситуации является залогом успешности общения.