Образы восприятия в идиоматических текстах и их роль в языковой картине мира
Идиоматические выражения в языковой картине мира народа занимают важное место, поскольку они отражают особенности мировосприятия, национальные ценности, стереотипы мышления и прочие аспекты, связанные с национально-культурной спецификой народа и его языка. Пословицы среди идиом выделяются тем, что они принадлежат к пласту фольклорных текстов, в концентрированном виде содержащих народную мудрость, которая отражает особенности национально-языковой картины мира, формировавшейся веками.
Пословичная картина мира представляет собой один из аспектов национальной языковой картины мира, формируемой на основе совокупности паремий и заложенных в них концептов, смыслов, архетипов, определяющих особенности мировосприятия через призму текста.
Большую роль в создании пословичной картины мира играет комплекс паремий, которые содержат вербальные маркеры восприятия. Это пословицы, образно описывающие особенности зрительного, слухового, тактильного, обонятельного восприятия, а также осмысление процессов восприятия в народном сознании.
Для формирования целостного представления о мире запах имеет большое значение, так как позволяет оценивать окружающее пространство (и людей, его наполняющих) как физически привлекательное или отталкивающее. В языке существуют различные лексемы, выражающие разные оттенки, градации восприятия запаха: благоухание, аромат, запах, амбре, смрад, душок, вонь / вонища, миазм и проч. Существование такого количества номинаций, описывающий разные запахи, позволяет говорить о важности этого концепта в национальной языковой картине мира.
Символика запаха в пословичной картине мира русского народа
Будучи образными по форме и обобщенными по содержанию, паремии связывают с концептом «запах» определенные смыслы:
- Образ запаха в пословицах используется для характеристики ситуации, отношения к ней говорящего. Например, «Пахнет бедой» (в значении «предчувствие тревоги, признаки надвигающейся опасности»); «Узнать, чем дело пахнет» (в значении «обстоятельства, определяющие сущность какой-либо ситуации»); «Пахнет жареным (дело)» (в значении «знак тревоги, опасности»); «Пахнет порохом» (в значении «близится война и крупная ссора»)» «Нет, и не пахнет» (шутливо-иронично о ситуации, когда появление чего-то ожидаемого в ближайшее время не предвидится)» «Дурно пахнет что-либо» (негативная оценка какой-то ситуации с морально-этической стороны).
- Символика запаха используется как универсальная характеристика человека, его свойств, черт характера. Например, «Человек с душком / с запашком» (используется для характеристики человека дурного, морально нечистоплотного); «Не тронь, так и вонять не будет» (пренебрежительно о человеке, который имеет скверный, склочный характер); «Мал клоп, да вонюч» (о человеке назойливом, неприятном, противном); «Козла выжили, а псиной воняет» (пренебрежительно о человек, который не меняет своих дурных привычек, несмотря на обучение и воспитание); «Глядит лисой, а пахнет волком» (о притворщике, человеке лицемерном и хитром).
- Образ запаха используется для характеристики социального или имущественного положения человека: «Мажь мужика маслом, а он все дегтем пахнет»; «Сколько ни вари мужика, он все сырым (сырьем) пахнет»; «У нищего взять - сумою пахнет»; «Сыт одним запахом» (о нетребовательном человеке, который проявляет крайне скромные запросы в быту) и др.
- Номинации разных оттенков запаха в пословицах используются для обозначения социально значимых действий человека, манеры его поведения. Например: «Бежит, как черт от ладана» (в значении «чего-то сильно боится, избегает; «Воскурять фимиам кому-либо» (в значении «хвалить, преклоняться»); «Одним запахом сыт не будешь» (о ситуации, когда человеку необходима существенная помощь); «Понюхай, чем пахнет» (используется в качестве угрозы, предупреждения, чтобы отрезвить человека, исправить его поведение); «Деньги не пахнут» (о ситуации, в которой человек добыл деньги неблаговидным путем).
Анализ приведенных паремий позволяет говорить о том, что символика запаха в пословицах используется для выражения различных оценок ситуации, характера человека и его поступков, поведения. Чаще в паремиях встречаются образы, связанные с негативным аспектом запаха, которые ассоциируются с неправильным поведением и (или) опасной, неприятной ситуацией. Очевидно, такая связь формируется благодаря функции запаха в реальном мире – служить сигналом, предупреждающим человека о негативных состояниях окружающей среды. Кроме этого, образ запаха в паремиях соотносится и с «исследовательским» (гносеологическим) аспектом, помогающим составить верное представление о ситуации или человеке.
Таким образом, символика запаха в пословичной картине мира русского народа многообразна, отражает особенности функционирования запаха как культурологического феномена, связанного с особенностями восприятия мира и человека.