Видеоролик как прием трансформации текста
Особенность языкового образования сегодня состоит в том, что ученик должен овладеть навыками информационной переработки информации. Причем это касается не только преобразований по типу «текст – текст» (рефераты, конспекты, аннотации), но и перевода вербальных единиц в другую знаковую систему – например, визуальную. В этом отношении большое значение имеют все виды работ, которые обучают детей использовать текстовую информацию для создания рисунков, графиков, схем. Другой аспект этой работы – изменение жанровой составляющей исходного текста. Это происходит, когда учебный текст преобразуется в художественный (например, правило объясняется через сказку) или игровой (теоретические сведения оформляются в виде считалок, комиксов). Такая работа стимулирует воображение, активизирует речемыслительную деятельность и развивает интерес к русскому языку.
Продуктивной формы работы с учебным текстом является создание сценарий учебных видеороликов на его основе. Такая работа имеет нестандартный, творческий характер, вызывает у учеников интерес и помогает понять и запомнить необходимые теоретические сведения лучше, чем при заучивании наизусть.
Для организации работы по обучению составлению сценарий учебного ролика, необходимо понимать, что представляет собой учебный видеоролик, какие существуют требования к его созданию, как работать с его сценарием.
Учебный видеоролик представляет собой небольшой по объему фильм, в котором рассматривается какая-либо научно-учебная тема.
Основу видеоролика составляет его сценарий – специальный текст, созданный для его постановки.
Сценарий включает:
- Последовательность эпизодов, из которых состоит ролик.
- Временную продолжительность каждого эпизода.
- Диалоги действующих лиц.
- Место действия, особенности мизансцены.
- Музыкальное оформление.
- Необходимые технические эффекты и приспособления.
Особенностью сценария учебного ролика является то, что он носит образовательный характер, а также то, что он составляется на основе учебного текста, имеющего свои закономерности.
Обучающий характер составления сценария заключается в том, чтобы научить детей анализировать учебный текст и представлять его в виде, понятном для усвоения.
Сценарий языкового ролика как средство обучения на уроках русского языка
Методика работы по составлению сценария состоит из нескольких этапов:
- Подготовительный: он включает знакомство детей с целями и задачами предстоящей деятельности, условиями и способами ее выполнения.
- Основный этап разбивается на две части: первая часть – работа с учебным текстом; вторая часть – составление сценария.
- Заключительный этап – оценка проделанной работы, выявление недочетов и сильных сторон деятельности, корректировка сценария.
На подготовительном этапе педагог знакомит детей с учебными роликами. Необходимо подобрать ролики к тем правилам, теоретическим положениям, которые дети изучают на уроке. После просмотра ролика учитель организует беседу по вопросам:
- Какова тема видеоролика? Как она связана с изучаемым материалом?
- Как в ролике подается учебный материал? Что необычного (интересного) в подаче?
- В какой форме материал запоминается лучше: в тексте параграфа или в видеоролике? Почему?
После беседы учитель предлагает детям подумать, что нужно, чтобы самостоятельно снять ролик. В ходе обсуждения этого вопроса можно продемонстрировать готовый сценарий ролика, проанализировать его структуру. Затем учитель сообщает детям, что они будут учиться писать сценарии видеороликов и знакомит их с правилами работы.
На основном этапе работы учитель организует работу с учебным текстом. Для этого организуется работа над анализом его содержания, а также структуры. Например, это правило «Правописание приставок пре- / при-». Правило состоит из двух частей: формулировка и условия выбора орфограммы. Условия написания зависят от значения приставок, кроме этого есть слова, написание которых нужно запомнить.
При работе над сценарием определяется его сюжетная основа. Например, она может иметь сказочный характер: «Подрались как-то приставки ПРЕ и ПРИ из-за спора, кому и где стоять…». Далее предлагается продумать основные сюжетные ходы: ссора приставок – суд у Королевы Орфографии – мудрое решение Королевы (правило). После этого ученики приступают к написанию сценария, используя таблицу из нескольких граф:
- Эпизод и его продолжительность.
- Действующие лица.
- Содержание эпизода.
- Диалоги.
- Место действия.
Для удобства работы можно разделить детей на группы по количеству эпизодов (3-4 группы). После завершения работы в группах дети зачитывают итоговый вариант сценарий, оценивая работу в ходе коллективного обсуждения.
Завершить составление сценария можно предложением снять настоящий ролик по готовому материалу. Как правило, дети с удовольствием включаются в такую работу, которую можно предложить как вариант проектного задания.