Риторические жанры в педагогическом общении
Изучение педагогического общения как лингвистического феномена неизбежно ставит вопрос о сущности и содержании понятия «жанр педагогической коммуникации». При этом исследователей интересует специфика речевых жанров, используемых в педагогической коммуникации, их типологические свойства и жанровая природа, проявляющая в риторичности педагогической коммуникации.
Как термин понятие «риторический жанр» не имеет в языкознании четкого определения. В частности, определение «риторический» относит это понятие к сфере спланированной, заранее подготовленной речи, которая строится по определенным языковым канонам (риторическим канонам), доминирующим в данном типе коммуникации.
Риторический жанр педагогического общения представляет собой такой устойчивый тип высказывания, который намеренно продуцируется в процессе речевой коммуникации и предполагает воздействие на адресата (в данном случае – педагогическое воздействие).
Сопоставляя собственно речевые жанры и риторические речевые жанры педагогического дискурса можно отметить, что для вторых значимо преобладание личности говорящего (автора), а также наличие экспрессивно-оценочного компонента, выходящего за рамки предметного содержания преподаваемой дисциплины.
К риторическим жанрам педагогического дискурса можно отнести следующие разновидности:
- Представление (самопрезентация) педагога перед классом.
- Слово о предмете либо о выдающемся ученом, прославившемся в данной предметной области.
- Агитационная речь, например, в поддержку олимпиады, конкурса, образовательного события.
- Оценочная речь, например, посвященная анализу произведения, работ учащихся.
- Риторический анализ речевого поведения учащихся.
- Учебная дискуссия или дебаты с участием педагога и учащихся.
- Выступление на родительском собрании.
- Выступление на собрании педагогического коллектива или методического объединения.
Коммуникативные свойства риторических педагогических жанров
Будучи элементом риторической коммуникации, риторические жанры педагогического общения характеризуются следующими коммуникативными параметрами:
- Подготовленность речи, наличие у адресанта (педагога) конкретного плана реализации коммуникативного замысла, который создается для достижения определенной коммуникативной цели.
- Интенциональность, то есть наличие речевого замысла, преследующего цель воздействия на аудиторию для изменения ее мыслительных и (или) поведенческих установок.
- Оценочность и экспрессивность как категории выражения личностного отношения адресанта к содержанию речевого сообщения.
- Риторичность, проявляющаяся в наличии определенной риторической структуры в высказывании, которое создается по риторическим канонам с отбором языковых единиц для реализации целей коммуникации. Такое высказывание отличается максимальным воздействующим характером на сознание реципиента.
- Осознанный выбор коммуникативных стратегий и тактик, которые направлены на достижение речевой цели. Диапазон используемых коммуникативных стратегий в педагогическом общении широк: информативные стратегии, объяснительно-иллюстративные, убеждающие, побуждающий, воздействующие, оценочные, аргументирующие, воспитывающие и иные стратегии и тактики. Специфика заключается в единстве всех стратегий, то есть информирование в педагогическом общении невозможно отделить от побуждения и оценки, а также речевой экспрессии.
- Антропоцентричность, то есть направленность на адресата (учащегося) и удовлетворение его информационных, познавательных, ценностных потребностей в процессе обучения и воспитания.
- Диалогичность, предполагающая наличие обратной связи между участниками педагогического общения.
- Этикетный характер, который выражается в соответствии содержания и формы коммуникации принятым в обществе нормам общения между старшим и младшим, педагогом и учащимся, взрослым и ребенком.
- Функциональность, то есть зависимость от ситуации общения, синтез различных стилей при доминировании научно-учебного подстиля.
Владение риторическими жанрами педагогической коммуникации составляет значимую часть педагогической и коммуникативной культуры учителя. Помимо собственно риторических жаров, учитель также должен понимать сущность и формы реализации риторической деятельности на этапе создания и произнесения высказывания. То есть риторический жанр в педагогической коммуникации существует как процесс речевого творчества от инвенции (изобретение речи) до произнесения высказывания с целью воздействия на слушателей.
Таким образом, риторические жанры в педагогическом общении представляют собой часть коммуникативной культуры педагога, а также важную область педагогической коммуникации, позволяющей педагогу эффективно взаимодействовать с учащимися, их родителями и коллегами.