Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Речевые средства изображения пространства в художественной литературе

Категория пространства в поэтике

Определение 1

Художественное пространство – это одна из категорий поэтики; обобщённый образ мира и обстановки действия, в которых разворачивается сюжет.

Большой вклад в развитие представлений о художественном пространстве внёс М.М. Бахтин, рассматривавший его в неразрывной связи со временем и объединявший понятие локально-темпорального континуума в термине «хронотоп».

Говоря о художественном пространстве, следует отметить неравнозначность данной категории физическому пространству. Даже в реалистических произведениях, где воссоздаётся реальный образ пространства с узнаваемыми историческими или социальными чертами, данная категория является одним из средств изображения, художественным способом создания образа мира и (или) персонажа. Так, образ пространства Петербурга в романах Ф.М. Достоевского становится воплощением враждебного и чуждого герою начала, отличающегося болезненностью и фантасмагорией.

В зависимости от типа изображаемого пространства можно говорить о разных его характеристиках. Оно может быть замкнутым или разомкнутым, своим или чужим, центральным или периферийным, привычным или экзотическим. Осмысление художественного пространства в категориях бинарных оппозиций – заслуга структурного семиотического подхода, который выделяет в художественном тексте систему значимых противопоставлений.

Типологию художественного пространства строят по разным основаниям: степени его заполнения «объектами», характером взаимоотношений между персонажем и его локальным окружением, точкой зрения (позицию) наблюдателя. В соответствии с этим выделяют:

  1. Реальное / фантастическое пространство. Первое характерно для произведений реалистической поэтики и отличается объективностью, наличием узнаваемых исторических, национальных, социальных черт. Таково, например, пространство дворянской усадьбы в романах И.С. Тургенева. Фантастические локусы характеризуются «неправдоподобием», наличием вымышленных черт. Это пространство сказок, фантастических повестей, мира фэнтези. Часто это полностью вымышленный локус, в котором живут и действуют необычные персонажи (мир Средиземья в трилогии Р.Р. Толкина «Властелин колец»).
  2. Внешнее / внутренне (иногда говорят о социальном и психологическом пространстве). Внешний топос связан с тем, что лежит вне человека и окружает его, а внутренний – с миром его чувств, мыслей и переживаний. Психологические локусы чаще возникают в лирических текстах. Иногда, например, в романтических произведениях внешний и внутренний локусы могут сочетаться, образуя неразрывное единство. Таково пространство поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
  3. Ограниченное локально и потенциально безграничное. К локально ограниченным пространственным образам можно отнести хронотоп дома во всех его вариациях. Это обжитое, знакомое, «своё» пространство, как правило, оно противопоставлено враждебному миру. Безграничное пространство разомкнуто и не имеет пределов. Чаще всего оно связано с хронотопом дороги. Это пространство романов-путешествий или авантюрных романов, в которых герой выходит в большой мир и проходит своеобразную «инициацию», преодолевая различные препятствия.
  4. Особняком стоит пространство «порога» - особое пограничное пространство, символизирующее ситуацию выбора между какими-то ценностями (например, в стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Порог»).
«Речевые средства изображения пространства в художественной литературе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Речевые средства изображения пространства в художественной литературе

Сигналами наличия в тексте определенной системы топосов служат языковые средства, создающие образ пространства. Лингвистической категорией, позволяющей воссоздать пространственные характеристики, является понятие дейксиса.

Определение 2

Хронотопический дейксис – это совокупность лексико-грамматических средств, выполняющих указательную функцию и маркирующих пространственные отношения.

К собственно дейктическим маркерам пространства относят местоимения и местоименные наречия («там», «тут»). Следует отметить, что в индивидуальной поэтике роль дейктических средств выражения пространственных отношений может быть достаточно велика. Например, в художественном мире В.А. Жуковского понятие «там» соотносится с романтическим миром мечты, недостижимого небесного идеала: «Там не будет вечно здесь».

Рассмотрим различные языковые способы выражения категории пространства в художественном произведении:

  1. Существительные с пространственным значением: «Дом, улица, фонарь, аптека» (А.А. Блок), «Гой ты, Русь моя родная…» (С.А. Есенин), «В Гороховой улице, в одном из больших домов … лежал утром в постели … Илья Ильич Обломов» (И.А. Гончаров). Часто возникающие пространственные образы рождают систему общих топосов – дом, сад, дорога, море, горы и проч. Появление этих существительных с пространственным значением указывает опытному читателю на определённый тип хронотопа.
  2. Уже упомянутые дейктические средства – местоимения и местоименные наречия, указывающие на пространственные направления: «Туда, где за тучей белеет гора, / Туда, где синеют морские края» (А.С. Пушкин), «Моя поэзия здесь больше не нужна, / Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен» С.А. Есенин).
  3. Прилагательные с пространственным значением (например, «близкий» / «далёкий», «левый» / «правый», «северный» / «южный»): Дальний берег, освежённый и омытый грозой, рисовался в прозрачном воздухе (В.Г. Короленко).
  4. Глаголы, передающие семантику положения объектов (субъектов) в пространстве либо движения со смысловым оттенком локализации: У ног прокуратора простиралась неубранная красная, как бы кровавая, лужа (М. Булгаков); Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком (И.С. Тургенев).
  5. Идиомы с локативной семантикой: послал куда Макар телят не гонял; у чёрта на куличках; сто вёрст киселя хлебать; за тридевять земель и проч.

Речевые средства изображения пространства в художественной литературе не исчерпываются перечисленными языковыми средствами. Они также включают возможности синтаксиса (использование назывных предложений, вопросительных конструкций) и языковой игры (например, названия деревень в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Горелово, Неелово, Неурожайка).

Дата последнего обновления статьи: 04.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot