Особенности реализации темы «Памятника» в стихотворении А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Тема «Памятника» в литературе обычно отражает важность идеи бессмертия через поэтическое творчество. Памятник символизирует не только увековечение человека или его работы, но и продолжение жизни и влияния автора в будущем.
Суть этой темы заключается в стремлении поэта сохранить свою идентичность и наследие в мире, чтобы его творчество просуществовало после его смерти. Поэт видит свое творчество как способ донести свои мысли, чувства и идеи до будущих поколений. Он надеется, что его творчество будет сохранено и увековечено в памяти людей. Наконец, тема «Памятника» может также иметь символический смысл, отражая важность сохранения культуры, истории и наследия в целом. Памятник становится метафорой для продолжения традиций и ценностей, которые существовали в прошлом и которые могут быть вдохновением для будущих поколений.
В стихотворном произведении Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» образ памятника играет важную роль. Предшественники Пушкина, в своих переложениях оды Горация, упоминают не «Александрийский столп», а «пирамиды» как одно из чудес света (следуя в этом за оригиналом). Но Пушкин заменяет пирамиды на «Александрийский столп» – образ, который, в отличие от общепринятого толкования, не является номинацией колонны, установленной в Петербурге в честь императора Александра I, но, вероятно, аллюзией на александрийский маяк в Фаросе.
Поэтическая логика Пушкина состоит в отказе от простого подражания своим предшественникам: поэт стремился создать собственную интерпретацию оды Горация, подчеркнув те аспекты в реализации темы «поэтической памяти», которые были важны именно для него. Пушкин выбирает александрийский маяк Фарос как образ памятника для своего стихотворения, потому что он был светоносен и помогал людям ориентироваться в тьме и в безбрежном пространстве. Таким образом, Пушкин сопоставляет искусство, которое он считает «нерукотворным», с духовным «маяком», который освещает путь человека.
В стихотворении Пушкина отсутствует упоминание о собственных заслугах, в отличие от Горация и Державина, чьи произведения провозглашают право поэта на бессмертие. Вместо этого Пушкин описывает условия, необходимые для существования светоносной силы творчества. Он говорит о любви народа, о пробуждении добрых чувств стихами, о призыве к свободе и милосердию к падшим. Все это является его основными творческими заповедями, составляющими суть миссии художника.
Тема «Памятника» в стихотворении, таким образом, неотделима от темы поэта и поэзии, нравственной миссии искусства и высокого предназначения поэтического творчества. Стихотворения А. С. Пушкина оказало большое влияние на русскую литературу, поэтому реминисценции из него можно найти у поэтов ХХ века.
Рецепция пушкинского текста в стихотворении И. Бродского «Памятник»
Стихотворение И. Бродского «Памятник» («Я памятник себе воздвиг иной…») является своеобразной рецепцией пушкинского текста и одновременно полемично по отношению к первоисточнику.
Поэт бросает своим творчеством вызов времени («позорному столетию») и «большой стране», где царит «море полуправд». Позиция поэта выражена ясно, хотя и обозначена в тексте словом «поза», что не соответствует, скорее, не образу монумента, но позиции живого, чувствующего человека.
Образы в стихотворении намеренно снижены: не время, а «постыдное столетие», воздвигшее памятники палачам и ложным героям, «велосипедное колесо» груди, «ягодицы», «гипсовый бюст во дворе», «белые незрячие глаза» вместо «нерукотворного памятника», «непокорной главы», «заветной лиры». При этом интонация произведения размеренная, торжественная, без восклицаний и вопросов, что контрастирует с ироническим содержанием строк о ягодицах, полуправде и море. Автор видит свой памятник как гипсовый бюст, но описывает свою фигуру в той «позе», которая соответствует его нравственному чувству.
Ключевая фраза произведения: «Я облик свой не стану изменять». Повторы и перечисления усиливают напряжение: «пускай меня разрушат, расчленят». Чувствуется твердое осознание себя как поэта и ценности своего творчества. Бродский не сомневается, что даже такой нелепый и помпезный памятник все равно будет стоять на его Родине в будущем. Пусть это будет «на радость детворе», не знающей кому он посвящен. Апофеозом темы «Памятника» становятся заключительные строфы стихотворения: «сквозь белые незрячие глаза / струей воды ударю в небеса». Здесь за конкретным образом уличного фонтана угадывается пушкинский символизм: если у Пушкина поэзия светоносна, как маяк, то у Бродского она живительна, как влага. Символ «струи», бьющей из незрячих глаз, может рассматриваться и как слезы (вечная тоска поэта), и как торжество жизни, поскольку фонтан, соединяя земное и небесное, воплощает возрождение.
Таким образом, рецепция пушкинской темы «Памятника» в стихотворении И. Бродского отражает творческие искания поэта и его восприятие миссии поэта в эпоху утраты поэтических ценностей.