Языговая догадка и ее роль в обучении
В языковом обучении детей большую роль играет развитие языкового чутья, то есть умений и навыков предвосхищать содержание или функцию изучаемых языковых явлений с опорой на уже имеющиеся знания.
В основе развития языкового чутья лежит языковая догадка, которая представляет собой способность понять значение или функциональную роль языковой единицы с опорой на контекст, лексико-семантические или лексико-синтаксические связи и имеющийся речевой опыт.
В основе языковой догадки лежит умение экстраполировать имеющиеся знания и способы действия с языковыми единицами в новую речевую ситуацию, еще не знакомую ученику.
Языковая догадка выполняет в обучении следующие функции:
- Помогает развивать языковую интуицию, языковое чутье, основанные на понимании закономерностей функционирования языка и его единиц.
- Мотивирует учеников открывать связи и закономерности, лежащие в основе изучаемых языковых явлений.
- Способствует более успешному освоению учебного материала.
- Стимулирует развитие интеллектуальных способностей, умений и навыков анализа, сопоставления, обобщения, классификации явлений.
- Содействует более активному запоминанию изучаемых языковых явлений, их свойств функций.
Особенное значение развитие языковой догадки имеет при обучении младших школьников, поскольку знания детей начальной школы о языке носят пока еще фрагментарный, неполный характер, поэтому опора на языковое чутье является способом совершенствования речи в период недостаточной теоретико-практической подготовки.
Виды языковой догадки
Языковая догадка проявляется в следующих ситуациях и видах деятельности:
- В самостоятельной семантизации слова, значение которого ребенку не было известно, с опорой на контекст. Например, в предложении «На первый взгляд коробки были идентичны, но все же чем-то отличались» встречается слово «идентичный» (тождественный, одинаковый»), значение которого первоклассник не знает, но может восстановить его, опираясь на общий смысл предложения.
- В выборе правильной грамматической формы с опорой на анализ логико-смысловых моделей и парадигматических связей языка. К примеру, зная, что большинство названий жителей городов образуется при помощи суффиксов –ец (новгородец, орловец и проч.), ребенок все же выбирает суффикс –ич, образуя название жителя городов Омск или Томск (омич, томич), поскольку варианты «омец» или «томец» не соответствуют требованиям языковой системы.
- В понимании значения отдельных словообразовательных элементов. Например, верное использование словообразовательных средств, проявляющееся в образовании от глаголов имен существительных со значением процессуального действия (мытье, литье, шитье, битье) с помощью суффикса $[j’]$.
- В верном написании слова с опорой на его значение. Это касается примеров, когда выбор написания зависит от значения: запивать молоком – запевать песню, посветить фонарем – посвятить в тайну, примирять врагов – примерять новый костюм и проч.
- В выборе знака препинания. Например, интуитивная постановка тире между подлежащим и сказуемым при анализе интонационных пауз.
Как видно из примеров, языковая догадка значительно упрощает процесс усвоения родного языка, помогая ученику предвосхищать языковые закономерности. Однако языковая догадка не развивается самостоятельно и нуждается в постоянном подкреплении при помощи специальных методов и приемов обучения.
Развитие языковой догадки у младших школьников
Средствами развития языковой догадки являются следующие виды учебной деятельности:
- Комментированное чтение. В процессе знакомства с текстом учитель обращает внимание детей на языковые явления: слова с неясным значением или интересным происхождением, редкие грамматические формы.
- Работа со словарями, справочниками. Развитию языкового чутья способствует обращению к толковому или этимологическому словарю за справочной информацией, расширяющей представление о слове, его семантике и происхождении.
- Анализ текстов разных стилей: научного, художественного, публицистического. Учитель может заранее выделить в таком тексте незнакомые слова, какие-то грамматические формы, примеры постановки знаков препинания и попросить детей объяснить данные явления на основе имеющихся знаний.
- Решение лингвистических задач, головоломок, которые предполагают поиск нестандартного подхода к речевой ситуации, выявление ее закономерностей и свойств.
- Знакомство с занимательными языковыми фактами: это могут быть сведения о происхождении слов, этимологические справки, объясняющие их написание, информация о происхождении знаков препинания и проч.
- Задания на группировку языковых явлений: например, объединить слова по частеречному признаку, строению, способу образования, значению и проч.
Эти и подобные упражнения помогают детям анализировать изучаемые языковые явления, устанавливать закономерности и выявлять особенности, присущие единицам языка.