Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие речи младших школьников посредством написания сочинений

Развитие речи младших школьников посредством написания сочинений

Определение 1

Речь представляет собой один из видов высшей психической деятельности, основанный на использовании языка в процессе познания мира и общения.

Определение 2

Развитие речи – сложный и длительный процесс накопления количественно-качественных изменений, включающих усложнение грамматического строя, расширение словарного запаса, а также становление и совершенствование связной речи, то есть способности строить собственное монологическое высказывание с опорой на другой текст либо собственные мысли.

В соответствии с основным документом – образовательным стандартом, который регламентирует требования к уровню и качеству языкового образования, ученики начальной школы должны уметь создавать речевые высказывания на заданную тему, а также строить монологические устные и письменные тексты.

В этих условиях работа по развитию речи становится одного из приоритетных задач языкового образования. Развития речь является не только залогом успешного обучения русскому языку, но и критерием и показателем уровня умственного и коммуникативного развития ученика. Вместе с тем умение создавать речевые высказывания, логично, последовательно и грамотно излагать свои мысли является важным фактором овладения арсеналом норм литературного языка.

Для развития речи традиционно применяются разнообразные упражнения и задания, наиболее эффективным из которых является сочинение.

Сочинение выступает как разновидность творческой работы, в основе которой лежит тренировка умения правильно, логично и уместно излагать мысли в соответствии с какой-либо темой. В школьной практике используются разные виды сочинений:

  • Сочинения на основе картинного материала.
  • Сочинения-рассказы на основе жизненного опыта или серии иллюстраций.
  • Сочинения-рассуждения.
  • Устные сочинения.
  • Творческие сочинения в разных жанрах (эссе, очерк, сказка).
  • Сочинения с грамматическими заданиями.
«Развитие речи младших школьников посредством написания сочинений» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

При обучении написанию сочинений речевое развитие осуществляется в нескольких направлениях:

  1. Формирование умения формулировать тему сочинения и отбирать тот материал, который ей соответствует.
  2. Развитие навыков систематизации накопленного материала, его расположения в структуре целого, композиционного оформления высказывания и его частей.
  3. Становление умений работать над языковым содержанием: производить лексико-стилистический отбор языковых средств, соответствующих теме и стилю сочинения; правильно и уместно использовать разнообразные синтаксические конструкции, избегать неоправданных повторов, грамматически неправильно построенных предложений, которые затрудняют понимание смысла текста.
  4. Формирование навыков редактировать текст, находить и исправлять ошибки – речевые и правописные, а также совершенствовать написанное.

Методика работы над сочинением

Работа над сочинением в начальной школе имеет свои особенности:

  • Сочинения учеников начальных классов имеют меньший объём по сравнению с работами старших учащихся: от пятидесяти слов во втором классе до ста в четвёртом.
  • Сочинение-рассуждение считается трудным типом речи для младших школьников, поэтому в обучении используются в основном повествовательные и описательные тексты.
  • Для сочинений повествовательного характера применяется наглядность – иллюстративный материал в виде серии сюжетных картинок, по которым составляются рассказы.
  • Значительное время отводится подготовительной работе: сбору и систематизации материала (который может происходить во время уроков литературного чтения, окружающего мира, внеурочной занятости), лексико-стилистический и словарно-орфографической подготовке, редактированию чернового варианта.
  • Допущенные в сочинении ошибки систематизируются и корректируются во время занятий.

Существует несколько приёмов обучения навыку писать сочинения:

  1. Имитационный (подражательный), суть которого заключается в том, что сочинение пишется по образцу. Данный способ подвергается критике, поскольку он ориентирует детей на механическую замену слов и словосочетаний в исходном тексте, не учит отбирать материал, выстраивать композицию высказывания, лишает текст оригинальность, а работу ученика – самостоятельности и творчества. Однако у данного метода есть и свои несомненные достоинства: он знакомит детей с образцами письменной речи, помогает проанализировать композиционное оформление сочинения, даёт возможность познакомиться с написанием новых слов, освоить разные типы синтаксических конструкций.
  2. Метод конструирования предполагает обучение умению строить синтаксические конструкции разных типов, производить трансформацию предложений, выражая одну и ту же мысль разными языковыми средствами. К плюсам метода относится развитие коммуникативных умений, обогащение грамматического строя речи, усвоение особенностей сочетания лексем.
  3. Коммуникативные методы написания сочинений базируются на включении ученика в разные виды речевой деятельности, стимулирующие его речевую активность. Это могут быт задания, связанные с ведением дневников записей, написанием путевых заметок, очерков или статей в школьную газету, придумыванием сказок и проч.

Как показывает практика, ни один из методов не является универсальным, поэтому обычно они используются в сочетании.

Работа по написанию сочинения включает два этапа: подготовительный и основной. Она осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Выбор темы сочинения, её анализ и обоснование. На данном этапе учитель помогает младшим школьникам понять, о чём будет будущее сочинение, конкретизирует его содержание и цель, стоящую перед учеником как автором.
  2. Отбор материала, соответствующего теме. Педагог контролирует этот этап, помогая детям отобрать только те факты, которые касаются выбранной темы, следит за их непротиворечивостью, достоверностью.
  3. Систематизация и композиционное оформление сочинения.
  4. Работа над языковым оформлением, включающая лексико-синтаксическую, лексико-стилистическую и словарно-орфографическую.
  5. Написание черновика сочинения, его редактирование.
  6. Подготовка чистового варианта работы.
Дата последнего обновления статьи: 19.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot