Развитие речи младших школьников посредством написания сочинений
Речь представляет собой один из видов высшей психической деятельности, основанный на использовании языка в процессе познания мира и общения.
Развитие речи – сложный и длительный процесс накопления количественно-качественных изменений, включающих усложнение грамматического строя, расширение словарного запаса, а также становление и совершенствование связной речи, то есть способности строить собственное монологическое высказывание с опорой на другой текст либо собственные мысли.
В соответствии с основным документом – образовательным стандартом, который регламентирует требования к уровню и качеству языкового образования, ученики начальной школы должны уметь создавать речевые высказывания на заданную тему, а также строить монологические устные и письменные тексты.
В этих условиях работа по развитию речи становится одного из приоритетных задач языкового образования. Развития речь является не только залогом успешного обучения русскому языку, но и критерием и показателем уровня умственного и коммуникативного развития ученика. Вместе с тем умение создавать речевые высказывания, логично, последовательно и грамотно излагать свои мысли является важным фактором овладения арсеналом норм литературного языка.
Для развития речи традиционно применяются разнообразные упражнения и задания, наиболее эффективным из которых является сочинение.
Сочинение выступает как разновидность творческой работы, в основе которой лежит тренировка умения правильно, логично и уместно излагать мысли в соответствии с какой-либо темой. В школьной практике используются разные виды сочинений:
- Сочинения на основе картинного материала.
- Сочинения-рассказы на основе жизненного опыта или серии иллюстраций.
- Сочинения-рассуждения.
- Устные сочинения.
- Творческие сочинения в разных жанрах (эссе, очерк, сказка).
- Сочинения с грамматическими заданиями.
При обучении написанию сочинений речевое развитие осуществляется в нескольких направлениях:
- Формирование умения формулировать тему сочинения и отбирать тот материал, который ей соответствует.
- Развитие навыков систематизации накопленного материала, его расположения в структуре целого, композиционного оформления высказывания и его частей.
- Становление умений работать над языковым содержанием: производить лексико-стилистический отбор языковых средств, соответствующих теме и стилю сочинения; правильно и уместно использовать разнообразные синтаксические конструкции, избегать неоправданных повторов, грамматически неправильно построенных предложений, которые затрудняют понимание смысла текста.
- Формирование навыков редактировать текст, находить и исправлять ошибки – речевые и правописные, а также совершенствовать написанное.
Методика работы над сочинением
Работа над сочинением в начальной школе имеет свои особенности:
- Сочинения учеников начальных классов имеют меньший объём по сравнению с работами старших учащихся: от пятидесяти слов во втором классе до ста в четвёртом.
- Сочинение-рассуждение считается трудным типом речи для младших школьников, поэтому в обучении используются в основном повествовательные и описательные тексты.
- Для сочинений повествовательного характера применяется наглядность – иллюстративный материал в виде серии сюжетных картинок, по которым составляются рассказы.
- Значительное время отводится подготовительной работе: сбору и систематизации материала (который может происходить во время уроков литературного чтения, окружающего мира, внеурочной занятости), лексико-стилистический и словарно-орфографической подготовке, редактированию чернового варианта.
- Допущенные в сочинении ошибки систематизируются и корректируются во время занятий.
Существует несколько приёмов обучения навыку писать сочинения:
- Имитационный (подражательный), суть которого заключается в том, что сочинение пишется по образцу. Данный способ подвергается критике, поскольку он ориентирует детей на механическую замену слов и словосочетаний в исходном тексте, не учит отбирать материал, выстраивать композицию высказывания, лишает текст оригинальность, а работу ученика – самостоятельности и творчества. Однако у данного метода есть и свои несомненные достоинства: он знакомит детей с образцами письменной речи, помогает проанализировать композиционное оформление сочинения, даёт возможность познакомиться с написанием новых слов, освоить разные типы синтаксических конструкций.
- Метод конструирования предполагает обучение умению строить синтаксические конструкции разных типов, производить трансформацию предложений, выражая одну и ту же мысль разными языковыми средствами. К плюсам метода относится развитие коммуникативных умений, обогащение грамматического строя речи, усвоение особенностей сочетания лексем.
- Коммуникативные методы написания сочинений базируются на включении ученика в разные виды речевой деятельности, стимулирующие его речевую активность. Это могут быт задания, связанные с ведением дневников записей, написанием путевых заметок, очерков или статей в школьную газету, придумыванием сказок и проч.
Как показывает практика, ни один из методов не является универсальным, поэтому обычно они используются в сочетании.
Работа по написанию сочинения включает два этапа: подготовительный и основной. Она осуществляется по следующему алгоритму:
- Выбор темы сочинения, её анализ и обоснование. На данном этапе учитель помогает младшим школьникам понять, о чём будет будущее сочинение, конкретизирует его содержание и цель, стоящую перед учеником как автором.
- Отбор материала, соответствующего теме. Педагог контролирует этот этап, помогая детям отобрать только те факты, которые касаются выбранной темы, следит за их непротиворечивостью, достоверностью.
- Систематизация и композиционное оформление сочинения.
- Работа над языковым оформлением, включающая лексико-синтаксическую, лексико-стилистическую и словарно-орфографическую.
- Написание черновика сочинения, его редактирование.
- Подготовка чистового варианта работы.