Лист самооценки как форма самоконтроля на уроках русского языка
Процесс обучения русскому языку имеет системный характер, что выражается в последовательной реализации всех аспектов учебной деятельности: от планирования и диагностики уровня подготовки до контроля результатов обучения. Учебный контроль в современном обучении русскому языку предстает не только как процесс проверки уровня усвоения учебного материала. Сегодня контроль выполняет многообразные функции, в том числе и развивающую, способствующую формированию навыков самооценки и самоконтроля. Не менее важна и формирующая роль контроля, которая заключается в том, что контроль выступает как фактор развития необходимых познавательных качеств, умений и навыков.
Для реализации развивающей и формирующей функции контроля на уроках русского языка применяются различные варианты работы, в том числе использование творческих, нестандартных форм контроля, проектной работы, организации исследований, игровых форм контрольной деятельности. Помимо различных форм организации проверки знаний и умений учащихся, на уроке используются листы самооценки, применяемые в системно-деятельностной педагогике как средство самостоятельного оценивания деятельности самими участниками образовательного процесса.
Лист самооценки по предмету представляет собой форму, разработанную для самоконтроля и рефлексии результатов учебной деятельности на уроке.
Лист самооценки включает те аспекты содержания учебной деятельности, которые отражают все стороны результатов учебной деятельности: предметные, метапредметные и личностные результаты. В соответствии с учетом этих результатов составляются содержание листов самооценки, которые помогают учащимся осознать результативность своей учебной деятельности.
Функции листов самооценки в преподавании русского языка состоят в следующем:
- Выступают средством развития навыков самооценки учащихся.
- Служат инструментом для учебной осуществления рефлексии.
- Помогают учащимся оценить уровень развития метапредметных навыков.
- Создают условия для выявления учебных затруднений и причин их появления.
- Формируют положительное отношение к процессу обучения.
- Создают условия для организации взаимной оценочной деятельности.
- Позволяют сделать процесс оценивания двусторонними, то есть создать условия, при которых оценка результатов учебной деятельности осуществляется не только учителем, но и самими учащимися.
- Обеспечивают объективность и системный характер контроля.
- Формируют у учащихся четкие представления о требованиях к результату деятельности на уроке, делают оценку в форме отметки ясной и прозрачной для учащегося.
- Закладывают фундамент для развития ответственного отношения к учебе, помогают сформировать навыки самостоятельной учебной деятельности на всех этапах - от планирования до контроля и оценки результатов.
Разработка и использование листов самооценки на уроках русского языка
Листы самооценки включают перечень вопросов, заданий анкетного или творческого характера, которые направлены на оценку достижений учащихся на уроке. Задания составляются таким образом, что они отражают характер восприятия учащимися их собственной учебной деятельности во время учебного занятия.
Рассмотрим особенности заданий, которые могут быть включены в состав оценочного листа по русскому языку:
- Анкета учебных достижений. Анкета представляет собой перечень вопросов по теме урока, отражающих знания и умения учащихся, а также уровень личной оценки результативности по шкале: знаю - знаю, но допускаю ошибки - не знаю и допускаю ошибки.
- Задания творческого характера, например, составить синквейн по теме урока, придумать хокку, составить кроссворд или викторину по теме урока.
- Задания рефлексивного характера, например, оценить свое настроение и эмоциональное состояние на уроке, определить свою роль в работе учебной группы.
- Задания на взаимную оценку: например, оценить уровень учебных достижений всех членов группы, членов другой учебной группы.
Задания для листов самооценки можно формулировать в форме положительных утверждений, с которыми соглашаются или не соглашаются учащиеся, а также в форме вопросов, на которые учащимся предстоит дать ответ («Да», «Нет», «Не знаю» и проч.). Обязательно необходимо предусмотреть несколько видов оценки: самооценка, оценка группы, в которой работал ученик, оценка учителя, итоговая оценка, которая суммирует показатели всех видов оценивания.
Лист самооценки используется на завершающем этапе урока, когда учащиеся под руководством учителя оценивают свои учебные достижения и деятельность на уроке. Для работы с листами самооценки обязательно выделяется время в конце урока, поскольку рефлексивная деятельность является важной частью формирования навыков самоконтроля и самооценки.
Помимо листов самооценки для учащихся, также разрабатываются листы самооценки для учителя, которые включают вопросы, связанные с анализом деятельности педагога на уроке. Оцениваются структурные компоненты урока, виды используемой учебной деятельности, формы работы на уроке, а также использование ИКТ, эмоциональный настрой и проч.
Важность листа самооценки для педагога состоит в том, что он позволяет самостоятельно оценить свое педагогическое мастерство, проанализировать итоги работы на уроке, сделать выводы, касающиеся результативности используемых форм и методов обучения.