Понятие лингвистического упражнения и его роль в формировании учебно-языковых умений
В дидактике под упражнением понимается специально организованная, целенаправленная работа по многократному воспроизведению учебных действий для их автоматизации.
В структуре обучения учебное упражнение может выступать как самостоятельное звено педагогического процесса, а может рассматриваться как одна из учебных процедур наряду с открытием нового знания или закреплением изученного.
Критерии эффективности упражнений:
- Осознанность и целенаправленность выполнения операций.
- Знание правил выполнения действий, входящих в структуру упражнения.
- Анализ недочётов и их коррекция.
- Постоянный анализ достигнутых результатов, контроль и самоконтроль выполнения.
- Систематичность.
- Наглядность, показ образца действия педагогом.
- Постепенное усложнение выполняемых действий, обучение переносу имеющихся способов действий в новую учебную ситуацию.
Под лингвистическим упражнением следует понимать учебное задание, цель которого состоит в формировании, развитии и автоматизации речевых навыков.
Обучение языкам базируется на овладении четырьмя основными видами речевой деятельности: порождение устного высказывания и его восприятие (говорение / слушание), создание письменного высказывания и понимание печатного текста (письмо / чтение), соответственно лингвистические упражнения призваны сформировать у учащихся навыки во всех видах речевой практики.
Поскольку речевая деятельность базируется на знании законов устройства и функционирования языковой системы, лингвистические упражнения также включают операции, связанные с овладением теоретической грамматикой: опознание языковых явлений, их дифференциация, сравнение по наиболее общим признакам, обобщение, составление опорным конспектов, схем, подбор примеров, иллюстрирующих положения теории, и применение сведений на практике.
Разнообразие упражнений по лингвистике и их классификация
В основу выделения типов лингвистических упражнений могут быть положены разные критерии.
По содержанию изучаемых разделов языковой системы лингвистические упражнения подразделяются на:
- Фонетические и фонетико-графические - направлены на развитие умения различать звуки и их графическое обозначение, характеризовать звуки по акустико-артикуляторным признакам, соотносить звуковую и буквенную структуру лексем, правильно произносить слова, ставить в них ударения. Среди упражнений этой группы наиболее востребованными являются фонетический анализ, а также наблюдение над звуковым обликом слова, группировка слов по сходству / различию звуков, исправление орфоэпических и (или) акцентологических ошибок, транскрибирование, графическая запись по транскрипции и др.
- Лексико-фразеологические имеют целью обогащение лексического запаса, предотвращения ошибок словоупотребления и формирования чувства стиля. К ним относят: работу со словаря (поиск слов, анализ словарной статьи), составление собственных словарей, толкование слов через подбор синонимов или из контекста, составление словосочетаний или предложений со словом в определённом значении, лексико-стилистический анализ, подбор синонимов, антонимов, паронимов с последующим объяснением их значений, толкование фразеологизмов, подбор коммуникативных ситуаций, в которых их употребление уместно и необходимо.
- Морфемные задания направлены на усвоение структуры слова и включают морфемный разбор, подбор лексем заданной структуры, графические диктанты, группировку лексем по наличию в них определённых морфем, выявление функции морфем.
- Словообразовательные упражнения помогают сформировать понятия о способах пополнения словарного состава через образование новых лексем. Для этого используются словообразовательный разбор, подбор однокоренных слов, составление словообразовательных цепочек.
- Морфологические задания ориентируют на приобретение навыков использования слов разных грамматических классов: морфологический разбор, постановка лексемы в указанной форме, группировка лексем по их грамматическим признакам, подбор примеров для иллюстрации грамматических значений и (или) признаков, исправление грамматических ошибок.
- Синтаксические упражнения помогают усвоению сведений о строении разных синтаксических конструкций и формируют навыки их употребления в речи (синтаксический анализ, подбор языковых иллюстраций к синтаксическим схемам, составление схем).
Правописные упражнения развивают пунктуационные и орфографические умения (осложненное списывание, тесты, диктанты).
Коммуникативные упражнения (упражнения по развитию речи): сочинения, изложения, эссе, различные проекты, подготовка публичных выступлений и проч.
По видам речевой деятельности можно выделить:
- Упражнения, направленные на развитие восприятия звучащей речи (аудирование, чтение вслух, обсуждение прочитанного, составление диалогов, поиск и коррекция ошибок звучащей речи, оценка устного высказывания).
- Упражнения на выработку навыков создания устных и письменных высказываний (пересказы, подготовка устных ответов и выступлений, написание сочинений, эссе).
- Упражнения по работе с текстом (чтение, проблемно-тематический или лингвистический анализ, восстановление деформированного текста, замена слов синонимами в контексте, составление плана, конспекта, соотнесение содержания текста с утверждениями о нём, ответы на вопросы по тексту).
По форме выполнения лингвистические упражнения бывают устные (чтение, пересказ, проговаривание, устный ответ) и письменные (диктант, тестирование, сочинение, эссе).
Среди лингвистических упражнений также выделяют:
- Репродуктивные, основанные на повторе действий по образцу (списывание, подбор слов / предложений, соответствующих схемам, языковые разборы, изложение).
- Частично-поисковые (наблюдение над языковыми фактами с целью сопоставления их признаков, поиск выхода из проблемной учебной ситуации, самостоятельная формулировка правил на основе анализа примеров, поиск и исправление недочётов).
- Творческие, связанные с созданием уникальных речевых высказываний или самостоятельным поиском и усвоением информации (сочинения, эссе, проекты).
Выбор типов упражнений, их последовательность и сочетание определяются конкретными задачами лингвистического образования и уровнем подготовки ученика на данной ступени овладения языком.