Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Работа с темпоральными фразеологизмами на занятиях РКИ

Изучение темпоральных фразеологизмов в курсе РКИ

С целью развития коммуникативной компетенции у инофонов, изучающих русский язык, в учебную программу вводится знакомство с фразеологией. Особая роль фразеологизмов среди других лексических единиц связана с их социокультурной спецификой, представляющей трудности для восприятия и понимания. Между тем в повседневной речи носителей русского языка частоты фразеологизмы с темпоральной семантикой, которые представляют семантические группы «быстро», «давно», «повторяющиеся явления». Работе с данными единицами необходимо уделять особое внимание в процессе обучения РКИ.

В изучении темпоральных фразеологизмов можно выделить три аспекта:

  1. Лексикализация и семантизация нового фразеологизма.
  2. Усвоение его значения и норм употребления в речи в соответствии с выбранной методикой.
  3. Закрепление знаний и умений и контроль обученности.

Первый этап связан с презентацией фразеологизма, который может быть представлен как в учебных текстах (взятых из учебника, методических пособий), так и в аутентичных текстах. То есть фразеологизмы можно изучать с опорой на текстовый материал, изначально не предназначенный для использования в дидактических целях (например, применять отрывки из рекламных текстов, видеофрагменты, тексты художественных произведений). При этом методисты отмечают, что зачастую использование аутентичных текстов, а также реальных речевых ситуаций способствует лучшему запоминанию и усвоению фразеологической единицы, демонстрирует его образность, показывает реальную коммуникативную роль, а не искусственно сконструированные речевые модели, не имеющие отношения к речевой практике.

Следующий аспект в обучении – количественный состав изучаемых фразеологизмов. Как показывает практика, обучающиеся в зависимости от уровня языковой подготовки могут усвоить за одно занятие от 7 до 15 фразеологических единиц, иногда меньше. Поэтому преподавателю необходимо учитывать возможности восприятия и памяти, отбирая фразеологические единицы для изучения. Фразеологизмы с темпоральной семантикой группируются по выражаемому им значению в тематические группы для удобства запоминания. Например, фразеологизмы со значением «часто» (с незапамятных времен, в один миг, время от времени, в мгновение ока, день ото дня) объединяются в одну группу на основании общности семантики. Аналогично вычленяются другие семантические группы темпоральных фразеологизмов.

«Работа с темпоральными фразеологизмами на занятиях РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Работа с темпоральными фразеологизмами на занятиях РКИ

На этапе усвоения фразеологических единиц необходимо решить несколько задач:

  1. Закрепить форму и значение фразеологических единиц.
  2. Научить употреблять их в контексте, руководствуясь смыслом фразы.
  3. Актуализировать навыки разговорной речи и создать ситуации для использования в высказываниях темпоральных фразеологизмов.
  4. Использовать фразеологизмы для составления устного монологического развернутого высказывания или письменного текста.

Рассмотрим основные упражнения, которые способствуют достижению этих целей. Для развития умения опознавать фразеологизмы по форме и определять их значение используются следующие виды заданий:

  1. Соединить стрелками слова, входящие в состав фразеологических единиц, чтобы получились фразеологизмы; объяснить их значение.
  2. Восстановить попущенные слово во фразеологических единицах, раскрыть их значение.
  3. Исправить ошибки, допущенные при составлении фразеологизмов, записать правильные варианты с объяснением их семантики.
  4. Распределить фразеологизмы по группам в зависимости от их значения.
  5. Восстановить фразеологизмы по их семантике (толкованию).
  6. В предложенном ряду словосочетаний выбрать только фразеологизмы со значением времени, объяснить свой выбор.

Чтобы совершенствовать навыки употребления фразеологизмов в речи, предлагаются задания на речевое конструирование:

  1. Вставить во фразу подходящий по смыслу фразеологизм.
  2. Составить предложения с фразеологизмами по образцу.
  3. Заменить слово в предложении цельным фразеологическим оборотом.
  4. Исправить ошибки в употреблении фразеологизмов.

Ситуативная речь с использованием фразеологизмов темпоральной семантики развивается за счет упражнений, направленных на составление диалога на заданную тему с включением изучаемых фразеологических единиц. Продуктивной формой также является организация учебных дискуссий, диспутов, коммуникативных игр, во время которых преподаватель стимулирует инофонов использовать фразеологизмы.

Для включения фразеологических единиц в устную и письменную монологическую речь необходимо давать задания, ориентирующие ученика на составление текстов, включающих те или иные фразеологические единицы. Например, задание можно сформулировать таким образом: составьте рассказ о своей жизни в течение недели, обязательно отметив те события и дела, которые происходит в вашей жизни иногда, часто или повторяются (при составлении рассказа используйте фразеологизмы из предложенного ниже списка).

Подобные задания развивают коммуникативные навыки и способствуют включению фразеологизмов с темпоральной семантикой в активный словарный запас.

Дата последнего обновления статьи: 20.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot