Изучение темпоральных фразеологизмов в курсе РКИ
С целью развития коммуникативной компетенции у инофонов, изучающих русский язык, в учебную программу вводится знакомство с фразеологией. Особая роль фразеологизмов среди других лексических единиц связана с их социокультурной спецификой, представляющей трудности для восприятия и понимания. Между тем в повседневной речи носителей русского языка частоты фразеологизмы с темпоральной семантикой, которые представляют семантические группы «быстро», «давно», «повторяющиеся явления». Работе с данными единицами необходимо уделять особое внимание в процессе обучения РКИ.
В изучении темпоральных фразеологизмов можно выделить три аспекта:
- Лексикализация и семантизация нового фразеологизма.
- Усвоение его значения и норм употребления в речи в соответствии с выбранной методикой.
- Закрепление знаний и умений и контроль обученности.
Первый этап связан с презентацией фразеологизма, который может быть представлен как в учебных текстах (взятых из учебника, методических пособий), так и в аутентичных текстах. То есть фразеологизмы можно изучать с опорой на текстовый материал, изначально не предназначенный для использования в дидактических целях (например, применять отрывки из рекламных текстов, видеофрагменты, тексты художественных произведений). При этом методисты отмечают, что зачастую использование аутентичных текстов, а также реальных речевых ситуаций способствует лучшему запоминанию и усвоению фразеологической единицы, демонстрирует его образность, показывает реальную коммуникативную роль, а не искусственно сконструированные речевые модели, не имеющие отношения к речевой практике.
Следующий аспект в обучении – количественный состав изучаемых фразеологизмов. Как показывает практика, обучающиеся в зависимости от уровня языковой подготовки могут усвоить за одно занятие от 7 до 15 фразеологических единиц, иногда меньше. Поэтому преподавателю необходимо учитывать возможности восприятия и памяти, отбирая фразеологические единицы для изучения. Фразеологизмы с темпоральной семантикой группируются по выражаемому им значению в тематические группы для удобства запоминания. Например, фразеологизмы со значением «часто» (с незапамятных времен, в один миг, время от времени, в мгновение ока, день ото дня) объединяются в одну группу на основании общности семантики. Аналогично вычленяются другие семантические группы темпоральных фразеологизмов.
Работа с темпоральными фразеологизмами на занятиях РКИ
На этапе усвоения фразеологических единиц необходимо решить несколько задач:
- Закрепить форму и значение фразеологических единиц.
- Научить употреблять их в контексте, руководствуясь смыслом фразы.
- Актуализировать навыки разговорной речи и создать ситуации для использования в высказываниях темпоральных фразеологизмов.
- Использовать фразеологизмы для составления устного монологического развернутого высказывания или письменного текста.
Рассмотрим основные упражнения, которые способствуют достижению этих целей. Для развития умения опознавать фразеологизмы по форме и определять их значение используются следующие виды заданий:
- Соединить стрелками слова, входящие в состав фразеологических единиц, чтобы получились фразеологизмы; объяснить их значение.
- Восстановить попущенные слово во фразеологических единицах, раскрыть их значение.
- Исправить ошибки, допущенные при составлении фразеологизмов, записать правильные варианты с объяснением их семантики.
- Распределить фразеологизмы по группам в зависимости от их значения.
- Восстановить фразеологизмы по их семантике (толкованию).
- В предложенном ряду словосочетаний выбрать только фразеологизмы со значением времени, объяснить свой выбор.
Чтобы совершенствовать навыки употребления фразеологизмов в речи, предлагаются задания на речевое конструирование:
- Вставить во фразу подходящий по смыслу фразеологизм.
- Составить предложения с фразеологизмами по образцу.
- Заменить слово в предложении цельным фразеологическим оборотом.
- Исправить ошибки в употреблении фразеологизмов.
Ситуативная речь с использованием фразеологизмов темпоральной семантики развивается за счет упражнений, направленных на составление диалога на заданную тему с включением изучаемых фразеологических единиц. Продуктивной формой также является организация учебных дискуссий, диспутов, коммуникативных игр, во время которых преподаватель стимулирует инофонов использовать фразеологизмы.
Для включения фразеологических единиц в устную и письменную монологическую речь необходимо давать задания, ориентирующие ученика на составление текстов, включающих те или иные фразеологические единицы. Например, задание можно сформулировать таким образом: составьте рассказ о своей жизни в течение недели, обязательно отметив те события и дела, которые происходит в вашей жизни иногда, часто или повторяются (при составлении рассказа используйте фразеологизмы из предложенного ниже списка).
Подобные задания развивают коммуникативные навыки и способствуют включению фразеологизмов с темпоральной семантикой в активный словарный запас.