Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Риторика в Древней Греции

Риторика в Древней Греции

Древняя Греция считается родиной искусства красноречия. Риторика была вызвана к жизни практическими нуждами, связанными с общественным управлением городами-полисами, а также открытыми судебными процессами.

Важность риторики определяла её место в системе образования древнегреческого гражданина. Искусство красноречия считалось необходимым элементом подготовки будущих правителей и стратегов, адвокатов и философов.

Риторика как область теоретико-практической деятельности, связанной с построением и изучением красивой и правильной речи, зарождается в пятом веке до н.э. Первыми учителями риторики считают софистов - наемных "учителей мудрости", которые обучали желающих побеждать в споре за счёт логических ухищрений, парадоксальных утверждений и сложно построенной, внешне эффектной и убедительной речи. В настоящее время софистикой называют совокупность методов речевой манипуляции собеседником при доказательстве какого-либо утверждения. Первоначально софисты (Протагор, Горгий) считали, что истина относительна и зависит от субъективного взгляда на вещи и понятия. Поэтому в рассуждении они опирались не на обоснованные и доказанные положения, а на приемы убеждения слушателя в своей правоте. Они не брезговали использовать подмену тезиса, аргументы к авторитету или личности, логические противоречия и необоснованные утверждения в качестве доказательства правильности своего мнения.

Критически к риторическому идеалу софистов подошёл Сократ, для которого красноречие было способом познания истины. Метод Сократа называют эвристическим: он помогал своим ученикам достигать истины путем искусно построенного рассуждения, содержащего ряд вопросов, подводящих оппонента к осознанию своих заблуждений и открытию истины. Риторику Сократа можно считать диалогической и гуманистической, поскольку она основана не на манипулятивных техниках, а на стремлении помочь человеку познать истину.

Платон продолжил развитие риторических традиций Сократа, однако наибольший вклад в развитие античной риторики внёс Аристотель, обосновавший ее теорию в труде "Риторика". Философ рассматривает важность таких аспектов искусства красноречия, как выбор оратором темы, подготовка и оформление речи, её логичность и доказательность, поза и обстановка произнесения речевого произведения.

Замечание 1

Труды Аристотеля заложили основы риторики как самостоятельной дисциплины, ставшей предметом изучения в Европе в Средневековье и Новое время.

«Риторика в Древней Греции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Теоретические основы античной риторики

В Древней Греции были заложены основы теории красноречия, определены базовые понятия риторики, выработан античный риторический канон. В соответствии с законами подготовки публичного выступления классическая античная риторика подразделялась на пять частей. Среди них выделяются:

  1. Изобретение темы. Иначе ее называли инвенцией. К области инвенции относился речевой замысел, выбор темы, определение предмета речи и знакомство с источниками информации. Именно античными ораторами были сформулированы основные требования к выбору темы и содержания высказывания, включающие актуальность, доступность, ясность, этичность, глубокие знания предмета самим оратором.
  2. Построение текста выступления (иначе - диспозиция). Данный этап включал композиционное оформление высказывания, расположение его частей относительно друг друга в соответствии с логикой развертывания мысли оратора. Сюда же относился подбор аргументов и их расположение относительно тезиса от более слабых к более сильным. К этапу диспозиции можно также отнести и выбор речевых средств, необходимых оратору для передачи мысли, их соответствие теме и логике высказывания.
  3. Элокуция включала аспект произнесения речи вслух. Этому уделялось огромное внимание, потому что по-настоящему убедительная и эффективная речь зависела от мастерства публичного выступления оратора. Он должен был обладать соответствующими речевыми данными (правильная артикуляция и хорошая дикция, сильный голос, выразительные интонации). Кроме этого, учитывалась манера поведения оратора, стиль взаимоотношения с аудиторией, внешний вид, поза, мимика и жесты.
  4. Мемория была связана с запоминанием речи. Считалось недопустимым, чтобы оратор читал свою речь, сверяясь с написанным текстом. Высказывание должно было производить впечатление хорошо подготовленной импровизации, поэтому тексты своих выступлений ораторы запоминали наизусть.
  5. Акция включала этап произнесения речи во время выступления в совокупности со всеми невербальными факторами (внешний вид оратора, его пластичность, умение подать себя, акустико-артикуляционные данные и проч.).

Данные разделы античной риторики легли в основу риторического канона, применяемого и сейчас, поскольку каждое ораторское выступление включает замысел, отбор языкового материала, создание текста выступления, его отработку и, наконец, публичное произнесение речи.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot