Понятие тавтограммы и ее роль в языковом образовании
Приемы работы с игровыми текстами давно вошли в практику преподавания, обеспечивая уроку разнообразие и являясь средством поддержания интереса учеников к изучению русского языка. Одним их интересных видов игровых упражнений, которые используются на уроках, являются задания, направленные на работу с тавтограммами.
Тавтограммы представляет собой небольшие тексты (стихотворные или прозаические), в которых все слова начинаются с одной и той же буквы.
Например: Устал удав, уснул, устав. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
Существует довольно большое количество тавтограмм, к которым относятся целые стихотворения или фрагменты поэтических произведений русских классиков. Тавтограммы привлекали писателей возможностями языковой игры, речетворчества, получением необычных сочетаний и смыслов.
Введение тавтограмму в содержание урока вызывает у школьников интерес к слову, вдохновляет на речевое творчество и языковую игры, что в целом положительно сказывается на результатах обучения. Поэтому тавтограммы можно использовать как элементы игровых упражнений на разных этапах занятия. Рассмотрим конкретные примеры введения тавтограммы в структуру урока:
- Мотивационный этап может сопровождаться работой с тавтограммой, тематически связанной с уроком и помогающей достичь необходимого эмоционального настроя. Например, перед изучением темы «Согласные звуки» можно предложить детям прочитать тавтограмму – отрывок из стихотворения К. Д. Бальмонта: «Близко буря, в берег бьется / Чуждый чарам черный челн» и подумать над тем, какие чувства, ощущения вызывает этот текст и благодаря чему. Наблюдая за строением фразы, дети отметят, что повтор определенных звуков создает атмосферу напряжения, ожидания бури (первая строка), а повтор звука [ч’] во второй строке напоминает плеск волн, производит впечатление чего-то загадочного, сказочного, таинственного. Так школьники придут к мысли об особой роли согласных звуков в нашей речи, увидят красоту и плавность русской речи.
- На этапе открытия новых знаний, учитель также может использовать тавтограмму в качестве материала для наблюдения за языковыми явлениями. Например, при изучении темы «Публицистический стиль речи» можно использовать следующий текст-тавтограмму: «Дивизионы душителей демократического движения дрогнули. Дряхлеющий дракон диктатуры дохнет, долдоня: дескать, демократы довели державу до деградации!», сочетая ее с вопросами и заданиями для наблюдения: к какому стилю речи принадлежит данный текст; отметьте общественно-политическую лексику, которая употребляется в тексте; найдите средства языковой экспрессии, объясните их значение и проч.
- На этапе закрепления знаний, отработки умений тавтограмма может использоваться как дидактический материал для упражнений по лексике, грамматике, словообразованию и проч., Например, учитель может предложить произвести различные виды разбора, определить значение слова, сферу его употребления и эмоционально-экспрессивную окраску, а также выполнить упражнения на отработку орфографических и пунктуационных навыков.
Работа с тавтограммами на уроках русского языка
Тавтограмма может использоваться на лексико-ориентированном уроке для изучения индивидуально-стилистических особенностей текста. Учитель может предложить ученикам поэтические произведения-тавтограммы с лакунами, которые дети должны восстановить самостоятельно. «Подсказкой» является то, что им известно, с какой буквы начинается пропущенное слово. Это упражнение развивает языковое чутье, расширяет словарный запас, учит наблюдать за лексикой текста.
Тавтограммы можно использовать и для развития навыков связной речи, предлагая детям творческие задания:
- Составить рассказ-тавтограмму из слов, заранее подобранных учителем.
- Придумать собственный текст-тавтограмму, используя слова, начинающиеся с одной и той же буквы.
- Подобрать синонимы к словам в небольшом тексте так, чтобы получилась тавтограмма. Например, дан исходный текст: «Сочинительница исполнила произведение, зрители отнесли благосклонно к творению». Вариант-тавтограмма: «Поэтесса прочитала поэму, публика приняла произведение почтительно».
- Продолжить известную тавтограмму, придумав для нее оригинальный конец или продолжение.
Эти задания не только развивают речевую комбинаторику, но и обогащают словарный запас, учат подбирать синонимы, последовательно производить работу по перефразированию текста по определенному плану, предоставляя возможности речевого творчества.
Таким образом, используя тавтограммы на уроке, учитель расширяет представление детей о выразительных возможностях языка, привносит на занятие атмосферу языковой игры и творчества, способствуя развития интереса к изучению русского языка.