Влияние речевых нарушений на выразительность чтения
На выразительность чтения влияют все речевые нарушения, имеющие как фонетическую, так и лексико-грамматическую природу.
Выразительность чтение — это качество, которое носит комплексный характер.
Обычно выразительность чтения включает следующие параметры:
- Чёткость и правильность дикции.
- Богатство и выразительность интонации.
- Темп, отвечающий содержанию и интонационно-ритмическому рисунку текста.
- Владение интонационными и смысловыми паузами.
- Эмоциональность, умение голосом расставлять смысловые акценты.
- Артистичность, стремление «вжиться» в читаемый текст, передать голосом особенности характеров персонажей, авторское отношение к изображаемому.
Очевидно, что выразительное чтение предполагает не только владение возможностями голоса и интонации, но и осмысление текста, навыки его анализа, интерпретации и эмоциональной оценки.
Предпосылки для формирования навыка выразительного чтения, имеющие акустико-артикуляционную природу, заключаются в следующем:
- Отсутствие запинок, обусловленных сокращениями мышц речевого аппарата (заиканием), плавность речи.
- Правильно сформированное речевое дыхание (глубокий вдох, выдох, совпадающий с фонетической фразой).
- Верная артикуляция всех фонем, отсутствие дислалии, или дефектов произношения звуков и их групп.
- Средний темп речи.
- Развитая интонационная, исключающая монотонность или резкость.
- Чувство ритма, развитая слуховая и зрительная память.
- Достаточный объём словаря, позволяющий понимать и осмыслять прочитанное.
- Правильно сформированный грамматический строй речи.
Нарушения процесса чтения, или дислексия, - частый вид дефектов, связанных с восприятием печатного текста. Дислексия проявляется в:
- Заменах и перестановке звуков при чтении, искажение звучания слов,
- Угадывающем типе чтения, когда ребёнок, читая начало слова, пытается домыслить его окончание.
- «Проглатывании» и пропуске при чтении слогов, окончаний слов, строк и целых абзацев.
- Трудностях с запоминанием и воспроизведением содержания.
Дислексические нарушения имеют различную природу и могут быть обусловлены неразвитым речевым слухом, грубыми речевыми дефектами (алалией и афазией), нарушением пространственного восприятия, дефицитом внимания и задержкой развития.
Работа над выразительностью чтения детей с речевыми нарушениями
У детей с речевыми нарушениями занятия по формированию навыков выразительного чтения являются мощным средством речевого развития. Для того чтобы помочь ребёнку овладеть навыками выразительного чтения, необходимо последовательно осуществить работу по диагностике, коррекции и профилактике речевых нарушений, а также заложить основы для становления навыков чтения.
- Диагностический этап имеет очень важное значение, так как позволяет установить характер речевого нарушения и направления коррекционной работы. Логопед осуществляет комплексное обследование звучащей и письменной речи ребёнка и определяет те проблемные зоны, которые необходимо корректировать. Это могут быть фонематические нарушения, фонетико-артикуляционные, дефекты, связанные с общим слабым уровнем развития речи и всех её сторон (произносительной, интонационной, словарной, грамматической). На данном этапе выявляется, есть ли у ребёнка заикание, проблемы с голосообразованием, слуховым и зрительным восприятием. После диагностики логопед составляет программу коррекционной работы, направленной на исправление имеющихся дефектов и развитие речевых навыков.
- Коррекционно-развивающий этап предполагает целенаправленную работу по исправлению выявленных отклонений. Основные методы работы определяются спецификой речевого нарушения. Так, при фонетических проблемах уделяется большое внимание развитию и тренировке мышц речевого аппарат, постановке правильной артикуляции и её закреплению. Если ребёнок страдает заиканием, ему показаны упражнения на развитие плавного речевого дыхания, логопедический массаж, речевая гимнастика, логоритмика. При общем речевом недоразвитии ведётся работа по расширению словарного запаса, постижению словообразовательных моделей и форм словоизменения, развитию грамматического строя.
- Обучающий этап связан с освоением навыков и приёмов выразительного чтения. Методика различна для разных типов речевых нарушений. Обычно с устранением основного дефекта (произносительного) ребёнок быстро овладевает выразительным чтением. Однако в случае ярко выраженных нарушений (сильное заикание, тяжелые формы речевых нарушений, дислексия) необходима длительная работа по выработке навыка чтения и повышению его выразительности.
Основные приёмы обучения выразительному чтению в коррекционной работе:
- Прослушивание образцов (чтение логопеда, аудиозаписи) и их воспроизведение.
- Логопедические игры, ориентирующие ребёнка на чтение отдельных слов, коротких предложений, а затем и текстов.
- Разучивание скороговорок и чистоговорок, логопедических стишков и считалок.
- Инсценировки с использованием пальчикового или кукольного театра.
- Участие в спектаклях по прочитанным произведениям.
- Логоритмика — комплекс ритмических и артикуляционных упражнений, выполняемых под музыку и заключающийся в формировании чувства ритма.
- «Озвучивание» персонажей мультфильмов или игрушек.
- Сюжетно-ролевая игра, сопутствующая чтению или рассказу логопеда.
Работа над выразительностью чтения детей с речевыми нарушениями имеет длительный характер и сочетается с занятиями, направленными на совершенствование речи детей.