Роль речевой культуры в обучении
Культура речи — многогранный термин, который применительно к школьному курсу русского языка включает вопросы развития правильности речи (её нормативности), а также развитие её коммуникативных составляющих, обеспечивающих эффективность общения: логичности, уместности, точности, выразительности и проч.
Становление культуры речи — это продолжительная учебная деятельность, связанная с изучением системы языка, овладением его лексико-грамматическими богатствами и правилами их употребления в разных ситуациях.
Источниками формирования культуры речи, помимо обучения, являются бытовое общение, СМИ, телевидение, интернет, чтение, кинематограф.
В ходе систематической работы по развитию культуры речи у учащихся развиваются:
- Правильность речи, основанная на знании и употреблении норм языка.
- Логичность, а также ясность, достигаемые за счёт умения правильно строить высказывание, осуществлять отбор средств языка для наиболее адекватного и полного выражения мысли.
- Чистота речи, предполагающая отсутствие в лексиконе школьника слов-паразитов, жаргонных вкраплений, просторечия, нецензурной брани.
- Выразительность и образность, то есть владение богатствами русского языка, его выразительными возможностями и их умелом применении в коммуникации.
- Уместность как системное качество, предполагающее развитый навык применения речевых возможностей согласно коммуникативной ситуации.
Становление культуры речи предполагает формирование широкого спектра коммуникативных навыков учащихся применительно ко всем видам речевой деятельности — чтению, письму, слушанию, говорению:
- в области восприятия звучащей речи: воспринимать и анализировать услышанное, выделять главную и второстепенную информацию; задавать вопросы по содержанию сообщения; оценивать высказывание сна соответствие нормам языка и речевой культуры;
- в продуцировании собственных высказываний: отбирать лингвистические средства с учётом темы высказывания, определять его композицию и стиль с учётом условий общения; создавать текст и грамотно его оформлять на письме; оценивать собственное речевое произведение с точки зрения содержания и формы;
- в сфере понимания печатного текста: производить проблемно-тематический анализ текста, определять авторскую позицию, а также выявлять приёмы её выражения в тексте; владеть навыками переработки содержащейся в тексте информации (создание плана, конспектов, рефератов); использовать разные приёмы чтения (ознакомительное, поисковое, смысловое);
- в аспекте письма: применять изученные правила правописания при создании и оформлении своих высказываний; находить и исправлять недочёты, редактировать тексты.
Работа над основами культуры речи как средство формирования коммуникативных умений школьников
Основными направлениями обучения являются следующие:
- Знакомство с разными типами норм (орфоэпическими, лексико-фразеологическими, морфолого-синтаксическими, правописными, стилистическими).
- Анализ ошибок и недочётов, допущенных в разных работах (диктанты, изложения, эссе и сочинения), с целью их предупреждения в будущем.
- Расширение лексического запаса, предполагающее не только количественное пополнение словаря, но и развитие его качественных характеристик (расширение объёма понятий, уточнение значение слов, их стилистических характеристик и сферы употребления); предупреждение лексических ошибок.
- Развитие грамматического строя за счёт расширения используемых синтаксических конструкций, формирования умений использовать возможности синтаксической синонимии (например: Наступает осень — опадают листья. - Когда наступает осень, опадают листья. - С наступлением осени опадают листья).
- Обучение слушанию включает развитие речевого слуха как инструмента выявления ошибок в речи и базового умения работы с устными высказываниями.
- Обучение чтению и разным его видам, повышение скорости чтения пи сохранении высокого процента понимания прочитанного, развитие умений переработки текстов (написание плана, конспектирование, цитирование, составление понятийных кластеров, схем, заполнение таблиц).
- Совершенствование связной речи, то есть навыков создания, редактирования и обсуждения высказываний. Учащиеся осуществляют комплексный анализ текста, создают собственное высказывание на основе уже имеющегося (изложение, связный ответ по теме) или свободное (сочинение, эссе, проекты), вступают в диалогические формы взаимодействия друг с другом или с педагогом (беседа, обсуждение в парах и группах, рефлексия по поводу собственной деятельности, оценка и самооценка и проч.).
Данные направления работы строятся от овладения элементами языковой системы к развитию умений их свободного использования для выражения мысли, обмена информацией, познания и преобразования действительности.
Привитие речевой культуры как системного свойства успешного общения способствует становлению и развитию коммуникативных навыков школьников и овладению языком как инструментом социального взаимодействия и развития языковой личности.