Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Работа над основами культуры речи как средство формирования коммуникативных умений школьников

Роль речевой культуры в обучении

Культура речи — многогранный термин, который применительно к школьному курсу русского языка включает вопросы развития правильности речи (её нормативности), а также развитие её коммуникативных составляющих, обеспечивающих эффективность общения: логичности, уместности, точности, выразительности и проч.

Замечание 1

Становление культуры речи — это продолжительная учебная деятельность, связанная с изучением системы языка, овладением его лексико-грамматическими богатствами и правилами их употребления в разных ситуациях.

Источниками формирования культуры речи, помимо обучения, являются бытовое общение, СМИ, телевидение, интернет, чтение, кинематограф.

В ходе систематической работы по развитию культуры речи у учащихся развиваются:

  1. Правильность речи, основанная на знании и употреблении норм языка.
  2. Логичность, а также ясность, достигаемые за счёт умения правильно строить высказывание, осуществлять отбор средств языка для наиболее адекватного и полного выражения мысли.
  3. Чистота речи, предполагающая отсутствие в лексиконе школьника слов-паразитов, жаргонных вкраплений, просторечия, нецензурной брани.
  4. Выразительность и образность, то есть владение богатствами русского языка, его выразительными возможностями и их умелом применении в коммуникации.
  5. Уместность как системное качество, предполагающее развитый навык применения речевых возможностей согласно коммуникативной ситуации.

Становление культуры речи предполагает формирование широкого спектра коммуникативных навыков учащихся применительно ко всем видам речевой деятельности — чтению, письму, слушанию, говорению:

  • в области восприятия звучащей речи: воспринимать и анализировать услышанное, выделять главную и второстепенную информацию; задавать вопросы по содержанию сообщения; оценивать высказывание сна соответствие нормам языка и речевой культуры;
  • в продуцировании собственных высказываний: отбирать лингвистические средства с учётом темы высказывания, определять его композицию и стиль с учётом условий общения; создавать текст и грамотно его оформлять на письме; оценивать собственное речевое произведение с точки зрения содержания и формы;
  • в сфере понимания печатного текста: производить проблемно-тематический анализ текста, определять авторскую позицию, а также выявлять приёмы её выражения в тексте; владеть навыками переработки содержащейся в тексте информации (создание плана, конспектов, рефератов); использовать разные приёмы чтения (ознакомительное, поисковое, смысловое);
  • в аспекте письма: применять изученные правила правописания при создании и оформлении своих высказываний; находить и исправлять недочёты, редактировать тексты.
«Работа над основами культуры речи как средство формирования коммуникативных умений школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Работа над основами культуры речи как средство формирования коммуникативных умений школьников

Основными направлениями обучения являются следующие:

  1. Знакомство с разными типами норм (орфоэпическими, лексико-фразеологическими, морфолого-синтаксическими, правописными, стилистическими).
  2. Анализ ошибок и недочётов, допущенных в разных работах (диктанты, изложения, эссе и сочинения), с целью их предупреждения в будущем.
  3. Расширение лексического запаса, предполагающее не только количественное пополнение словаря, но и развитие его качественных характеристик (расширение объёма понятий, уточнение значение слов, их стилистических характеристик и сферы употребления); предупреждение лексических ошибок.
  4. Развитие грамматического строя за счёт расширения используемых синтаксических конструкций, формирования умений использовать возможности синтаксической синонимии (например: Наступает осень — опадают листья. - Когда наступает осень, опадают листья. - С наступлением осени опадают листья).
  5. Обучение слушанию включает развитие речевого слуха как инструмента выявления ошибок в речи и базового умения работы с устными высказываниями.
  6. Обучение чтению и разным его видам, повышение скорости чтения пи сохранении высокого процента понимания прочитанного, развитие умений переработки текстов (написание плана, конспектирование, цитирование, составление понятийных кластеров, схем, заполнение таблиц).
  7. Совершенствование связной речи, то есть навыков создания, редактирования и обсуждения высказываний. Учащиеся осуществляют комплексный анализ текста, создают собственное высказывание на основе уже имеющегося (изложение, связный ответ по теме) или свободное (сочинение, эссе, проекты), вступают в диалогические формы взаимодействия друг с другом или с педагогом (беседа, обсуждение в парах и группах, рефлексия по поводу собственной деятельности, оценка и самооценка и проч.).

Данные направления работы строятся от овладения элементами языковой системы к развитию умений их свободного использования для выражения мысли, обмена информацией, познания и преобразования действительности.

Привитие речевой культуры как системного свойства успешного общения способствует становлению и развитию коммуникативных навыков школьников и овладению языком как инструментом социального взаимодействия и развития языковой личности.

Дата последнего обновления статьи: 19.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot