Типология орфографических правил и их место в школьном курсе языкознания
В школьном курсе языкознания важное место занимает орфография — раздел, посвящённый изучению норм правописания. Изучение орфографии начинается уже в начальной школе. Начиная с пятого класса оно приобретает систематический характер и происходит на базе знакомства с грамматическим материалом. Например, изучая спряжение глагола, дети усваивают нормы правописания его безударных личных окончаний, знакомясь с причастиями, усваивают правила написания их суффиксом, слитного и раздельного написания слов данной части речи с частицей «не».
Орфографическое правило — это основная дидактическая единица при обучении правописанию, оно представляет собой запрет на определённое написание (например, на слитное написание «не» с глаголами), содержит условия, регламентирующие выбор верного написания (правописание одной и двух букв Н в суффиксах причастий), или алгоритм (инструкцию), следование которому обеспечивает нормативное правописание (слитное и раздельное написание «также» / «так же»).
Центральное понятие, лежащее в основе курса орфографии, - орфограмма.
В самом общем смысле орфограмма — это орфографически «трудная» позиция в слове, требующая применения специальных правил для выбора верного написания.
Задача учителя — обучить детей находить опознавательные признаки орфограммы — сигналы, свидетельствующие о наличии в слове орфограммы. К опознавательным признакам относятся, например, наличие безударных слогов, положение гласных после шипящих, букв Ч и Ц, стечение согласных или их выпадение при произнесении, присутствие частиц «не», «же», «бы» и др.
Типологию орфографических правил можно построить по разным основаниям:
- По строению правила делятся на одночастные (регламентируют правописание одного компонента) и двухчастные (в наличии два и более компонента, составляющие содержание правила). Пример одночастного правила — написание сочетаний «жи — ши» с буквой И, двухчастного — буква И после Ц пишет в корне слов (кроме исключений), а также в финальной части слов на -ция.
- По содержанию выделяются запретительно-констатирующие правила (предлоги со словами пишутся только раздельно), альтернативные, регулирующие выбор одного из нескольких вариантов написания (слитное или раздельное написание частицы «не» с существительными, прилагательными), правила-алгоритмы, содержащие перечень действий, которые необходимо выполнить для определения верного написания (слитное или раздельное написание союзов, частиц).
- По связи с другими разделами языка: фонетические (правописание приставок на з-/с-), грамматико-орфографические (правописание падежных окончаний существительных).
Работа над орфографическим правилом в 6 классе
Орфографическая работа в 6 классе носит комплексный характер и связана не только с изучением орфографических правил, но и с формированием орфографических действий, лежащих в основе орфографических умений и навыков, а также с развитием орфографической зоркости, навыков самоконтроля в процессе письма.
Орфографическое правило представляет собой научно-учебный текст. Ключевым для него является понятие орфограммы и её опознавательных признаков. Работа над орфографическим правилом организуется следующим образом:
- Сопутствующее повторение, задача которого — актуализировать сведения, необходимые для усвоения правила. Это могут быть фонетические, словообразовательные, грамматико-морфологические знания. Например, при изучении правописания сложных прилагательных ученики вспоминают сложение как способ словообразования, тренируются в образовании сложных существительных и прилагательных.
- Анализ заголовка правила, в ходе которого ученики определяют, правописанию какой орфограммы оно посвящено, с какими разделами языка связано. Например, при изучении правила о правописании гласных с чередующимися корнями ученики устанавливают место орфограммы в слове (корень), её опознавательные признаки (ударность / безударность, тип корневой гласной, наличие / отсутствие после корневой морфемы суффикса -а-).
- Во время изучающего чтения правила выделяются его ключевые положения (условия), анализируются примеры и способы графического обозначения орфограмм. Эффективным является использование наглядности: схем и таблиц, в обобщённом виде передающих содержание правила. Необходимо стимулировать учащихся иллюстрировать правило собственными примерами, а также правильно обозначать изученные орфограммы на письме. Соблюдение единого режима оформления орфограмм позволяет запомнить их опознавательные признаки и закрепить в зрительной памяти условия выбора орфограммы.
- После разбора правило в схематичном виде заносится в специальную тетрадь-справочник, в которой систематизируются орфографические и грамматические сведения.
Повышению интереса к изучению орфографии способствуют нестандартные формы работы над орфографическим правилом:
- Сочинение лингвистических сказок, рассказов по материалам правил (например, «Приключения суффикса -а- в королевстве чередующихся корней»). Это задание способствует развитию творческого воображения, учит детей стилистическому редактированию научно-учебного текста и переводу его в художественно-образную форму.
- Конкурсы иллюстраций к правилам.
- Соревнования между «знатоками» орфографических правил по изучаемому разделу.
- Лингвистические викторины, КВН, основанные на изученных правилах.
Работа над орфографическим правилом в 6 классе учитывает индивидуально-возрастные особенности учащихся и включается в систему орфографической работы в целом.