Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Рабочая тетрадь по коррекции дисграфии: структура и методика использования

Дисграфияя как речевое нарушение: сущность и признаки

Современный учитель русского языка, как и педагог начальной школы, вынужден работать с учащимися, имеющими различные речевые нарушения. В условиях реализации инклюзивного образования работа с такими детьми становится особенно важной, так как в условиях обучения их совместно с классом встает вопрос о включении их в общую деятельность на уроке. Однако не менее важным аспектом работы учителя с детьми, имеющими речевые нарушения, становится индивидуальная работа с использованием специально разработанных коррекционных материалов. Не всегда школа имеет возможность обеспечить учащихся помощью логопеда, поэтому необходимо вооружить учителя-словесника навыками работы с детьми-дисграфиками с помощью коррекционных заданий, размещенных в рабочих тетрадях по коррекции дисграфии.

Определение 1

Дисграфия представляет собой термин, которым в коррекционно-логопедической работе обозначают разные типы речевых нарушений, проявляющиеся в отклонениях в письменной речи.

Признаки дисграфии – это комплекс нарушений письма, которые выявляются при анализе письменных работ ученика. В их числе:

  1. Неправильное начертание букв, которое проявляется в смешении букв с нижними и верхними элементами, зеркальном отображении букв.
  2. Пропуски букв и слогов при письме, которые учащаются при письме под диктовку.
  3. Слитное написание предлогов и слов, а также знаменательных слов (ребенок не видит границы языковых единиц и не может корректно отобразить их на письме).
  4. Удвоение слогов, их перестановка или замена.
  5. Антиципации (предвосхищения) при письме, которые проявляются в том, что ребенок воспроизводит фонетические особенности первого слога на последующие слоги, например, пишет «бабабан» вместо «барабан».
  6. Трудности с развитием навыка письма под диктовку.
  7. Многочисленные ошибки, которые не связаны с правилами, изучаемыми на данном этапе.
«Рабочая тетрадь по коррекции дисграфии: структура и методика использования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Для коррекции дисграфии в работе применяют рабочие тетради на печатной основе, которые являются удобным дидактическим и коррекционно-развивающим материалом, позволяющим производить системную работу по коррекции речевых нарушений.

Рабочая тетрадь по коррекции дисграфии: структура и методика использования

Определение 2

Рабочая тетрадь по коррекции дисграфии представляет собой учебно-методической пособие, предназначенное для коррекционной работы с учащимися, испытывающими трудности в овладении процессом письма, обусловленные речевыми нарушениями.

Рабочая тетрадь по коррекции дисграфии имеет четкую структуру, которая обусловлена логикой проведения коррекционно-развивающей работы. Так, обычно тетрадь состоит из нескольких разделов:

  1. Синтаксис: предложение и словосочетание. Данный раздел располагается первым при коммуникативном подходе к коррекции речевых нарушений, когда за единицу работы речевого развития принимается предложение как минимальная смысловая единица.
  2. Фонетика: звуки и буквы. Этот раздел посвящен коррекции фонематических нарушений и связанных с ними ошибок в воспроизведении звукобуквенного состава слова.
  3. Морфемика. Суть раздела связана с формированием представлений о составе слова, выработке умения опознавать его значимые части и единообразно отражать на письме морфемы.
  4. Морфология – раздел, который знакомит ребенка с основными грамматическими признаками слов, влияющими на построение высказывания. Освоение этого раздела помогает скорректировать аграмматизмы, ошибки, связанные с неразличением частеречной принадлежности слов или их морфологических признаков.
  5. Орфография и пунктуация – «сквозные» темы, сведения из которых даются при изучении всех разделов языка, поскольку формирование орфографических и пунктуационных навыков неразрывно связано с базовыми представлениями о системе языка.

Методика использования рабочей тетради по коррекции дисграфии заключается в сочетании заданий, которые выполняет учащийся на ее основе, с другими типами коррекционных упражнений. Например, работе над фонетической системой языка должен предшествовать этап артикуляционной подготовки, упражнений на развитие фонематического слуха.

Методические аспекты использования рабочей тетради по коррекции дисграфии базируются на следующих принципах:

  1. Принцип системности при выполнении заданий: все разделы проходятся последовательно, без пропуска тем для формирования целостного представления о языке.
  2. Принцип самостоятельности: ребенок должен заниматься с тетрадью сам, но под руководством педагога.
  3. Принцип деятельностного подхода к коррекции речевых нарушений: выполнение упражнения должно инициировать различные виды речевой и мыслительной деятельности ребенка. Например, устное объяснение сути задания, постановка учебной цели, планирование своих действий, оценка результата, рассуждение по поставленному вопросу, сравнение, анализ алгоритма.
  4. Принцип наглядности: все упражнения должны сопровождаться примерами и образцами, ориентирующими ребенка в алгоритмах выполнения задания.
  5. Принцип доступности: ребенку предлагаются задания, которые он может выполнить самостоятельно с опорой на имеющиеся у него знания и способы действий.

Таким образом, тетрадь по коррекции дисграфии является важным инструментом развития речи учащихся, испытывающих трудности в овладении письменной речью.

Дата последнего обновления статьи: 09.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot