Наглядные средства в обучении русскому языку
Наглядность — один из ведущих принципов дидактике, в соответствии с которым основой обучения является использование конкретных примеров и образов, облегчающих процесс усвоения материала.
Я. А. Коменский, один из основоположников гуманистической педагогики Нового времени, называл наглядность «золотым» правилом дидактики, подчёркивая ее важность в развитии мыслительной деятельности учащихся.
Средства наглядности — конкретные материальные объекты, которые помогают реализовать принцип наглядности. К ним относят различный дидактический и демонстрационный материал от учебников до репродукций картин и видеофильмов.
По ведущему анализатору, задействованному в процессе познания, средства наглядности делятся на группы:
- Зрительные.
- Слуховые.
- Смешанные.
- Средства ИКТ и мультимедиа.
Охарактеризуем каждую группу средств отдельно.
Зрительные средства наглядности включают:
- Печатные средства: графические формы презентации информации (таблицы, плакаты, схемы), карточки, репродукции картин.
- Экранные средства: слайды, презентации, диаграммы.
К слуховым средствам относят аудиозаписи, фонохрестоматии.
К смешанным — средства зрительно-слуховой наглядности (обучающие видеоролики, видеоуроки, телепередачи, озвученные диафильмы).
Средства ИКТ и мультимедиа традиционно выделяются в особую группу, однако в школьной практике они примыкают к зрительным и слуховым, поскольку демонстрация презентаций, видеороликов и учебных фильмов происходит посредством компьютера и проектора с экраном.
Общие принципы работы с наглядностью на уроках сводятся к следующему:
- Создание положительного настроя на восприятия, учебная мотивация.
- Создание учебной ситуации, побуждающей учащихся обратиться к данному средству.
- Наличие плана работы со средством наглядности (система вопросов, учебных заданий, методических приёмов), раскрывающего его дидактический потенциал.
- Определение места и времени для работы с наглядностью в структуре урока (введение наглядных средств на этапе изучения нового материала, закрепления и повторения, анализа ошибок и недочётов).
- Обучение не только работать с готовой наглядностью, но и создавать её самостоятельно (преобразовывать учебный текст в таблицу, схему, создавать презентации по изученному материалу, подбирать примеры, иллюстрирующие правило).
- Анализ результатов работы с наглядностью, обобщение полученного познавательного опыта.
Средства наглядности и их роль в активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка
Наглядные средства играют значительную роль в обучении:
- Расширяют кругозор учащихся.
- Облегчают усвоение сложного материала, делая его более доступным.
- Способствуют развитию внимания, наблюдательности и мышления.
- Помогают в запоминании и систематизации изученного.
Каждый тип наглядности ориентирован на развитие определенных мыслительных операций.
Таблицы, схем, плакаты помогают обобщить и систематизировать материал, представить его в более сжатом и удобном для запоминания виде, повысить уровень самостоятельности учащихся путем создания собственных наглядных пособий (таблиц, схем, ментальных карт)
Пользуясь графическими средствами наглядности учащиеся учатся:
- Отделять главное от второстепенного.
- Анализировать изучаемый материал, сравнивать и классифицировать языковые факты.
- Подбирать примеры, иллюстрирующие теорию.
- Составлять опорный схематический конспект по пройденному материалу.
- Строить устный ответ по теме с опорой на наглядность.
Репродукции картин используется на уроках по развитию речи при написании сочинений, составлении предложений на заданную тему и способствуют развитию воображения и творческого мышления, стимулируют обогащение словаря, развитие синтаксического строя речи, отработку навыков составления письменного высказывания, тренируют правописные навыки.
Средства слуховой наглядности используются при написании изложений и диктантов, знакомстве с новым материалом, при обучении выразительному чтению. Введение в урок данных средств способствует:
- Развитию слухового восприятия и памяти.
- Обогащению лексического состава и грамматического строя.
- Развитию навыков проблемно-тематического и композиционного анализа текста.
- Формированию навыков устного и письменного пересказа, информационной переработки звучащего текста (составление плана, конспекта).
Использование средств ИКТ повышает мотивацию к учению за счёт использования более живого, актуального содержания, доступного и понятного современному подростку (мультфильмы, ролики, отрывки из фильмов, видеоблогов), а также помогает развить информационную культуру учащихся, повысить компьютерную грамотность, сформировать представление о современных технологиях как о средстве обучения и развития личности, научить пользоваться компьютером как инструментом поиска и переработки информации.
Применение средств наглядности в педагогическом процессе делает обучение более доступным и личностно-ориентированным, стимулирует развитие познавательных интересов и мыслительных операций школьников.